9 февраля 2016

Владимир Крамник: Хочу выиграть со сборной Олимпиаду

Экс-чемпион мира ответил на вопросы корреспондентов "СЭ"

На супертурнире Цюрих-2015 (фото В. Барского)
На супертурнире Цюрих-2015 (фото В. Барского)
В очередном номере "Спорт Экспресс" опубликовано интервью с экс-чемпионом мира Владимиром Крамником. Лидер российских шахматистов, отвечая на вопросы Владимира Барского и Кирилла Зангалиса, рассказал о своем взгляде на предстоящий турнир претендентов, Магнусе Карлсене, судьбе чемпионского матча, санкциях по отношению к Кирсану Илюмжинову, супертурнире в Цюрихе, взаимоотношениях с Веселином Топаловым, читерстве и многом другом.


СПОКОЙНО ОТНОШУСЬ К ТОМУ, ЧТО Я НЕ ПРЕТЕНДЕНТ

– Впервые за долгие годы вы не примете участия в борьбе за мировое первенство. Как вы себя чувствуете в новой роли "наблюдателя"?

– Я спокойно к этому отношусь. Это стечение обстоятельств, что я не попал в турнир претендентов. Принимался в расчет такой период времени, когда я не проходил по рейтингу. Никаких претензий у меня нет, этот период был определен заранее, но если сдвинуть его на два месяца вперед или назад, то я бы попал. Возможно, надо определять претендентов по более свежему рейтингу, чтобы это отражало силу шахматиста на данный период времени, а не год назад…

Но ничего страшного – есть и другие интересные задачи. Буду стараться улучшать свою игру. Хотя, конечно, хотелось бы побороться за первенство мира, учитывая, что я уже возрастной шахматист и времени для этого у меня осталось не так много. Немножко обидно пропускать этот цикл, но что делать? С годами я привык уже принимать вещи такими, какие они есть.

А рейтинги скачут у всех, даже у Карлсена, хотя он стабильнее остальных. Но и у него недавно был приличный спад. Высокая конкуренция, очень жесткий ритм турниров. Ананд, например, тоже стал нестабильным: полгода назад был вторым в мире, а сейчас из десятки вылетел. Но, возможно, вскоре опять вернется, потому что класс у него высочайший.

– Какие еще у вас цели, помимо борьбы за первенство мира?


– Да много! Олимпиаду хотелось бы выиграть в составе сборной России в этом году. Просто хорошо играть, получать удовольствие от игры, создавать хорошие партии. Важнее всего сохранять интерес к игре и мотивацию. Если обе эти составляющие уйдут, то пора заканчивать с практической игрой. Но пока, к счастью, с этим все нормально.

– Кто фаворит турнира претендентов?


– Фаворита нет: все очень близки по уровню. Все будет зависеть от того, в какой форме тот или иной шахматист подойдет к турниру. Плюс – немножко удачи. Практически любой участник может выиграть – это не уход от ответа, а нынешние реалии.

– На опен-турнире в Гибралтаре Ананд потерпел два болезненных поражения. Это повлияет на его уверенность в собственных силах?


– Конечно, но у него достаточно времени для того, чтобы собраться. Он очень уверенно выиграл прошлый турнир претендентов, и не исключено, может победить и сейчас.

– В Вейк-ан-Зее Каруана, Гири и Карякин "темнили", боролись не изо всех сил?


– Понятно, что они находились не на пике формы. Наверное, каждый из них считал этот турнир "разогревочным", тренировочным, хотя и хотели показать хорошую игру. Каруана выступил получше других, но в основном за счет боевого духа. Думаю, все они еще прибавят, а кто-то – и очень серьезно прибавит к турниру претендентов.

– Незадолго до Гибралтара был опен-турнир в Катаре, где и вы принимали участие, и Карлсен. Это тенденция последнего времени: топ-гроссмейстеры стали играть в опенах?


– Да, демократизация (улыбается). Но почему бы и нет? В 2014 году я впервые после долгого перерыва играл в опен-турнире в Катаре, и мне понравилось. Важно, чтобы турнир был сильным, ведь опен опену рознь. На Гибралтаре и в Катаре ты, за исключением разве что первых двух туров, играешь с очень приличными гроссмейстерами и топ-игроками. Это достаточно интересно. В любом возрасте, на любом этапе своей карьеры хочется получать от турнира новый опыт, что-то добавлять в свой багаж знаний. А слабый опен не даст ничего, кроме разве что денег. Но это не самое важное. Я разговаривал с Магнусом – ему турнир в Катаре тоже понравился.

– В молодости удавалось побеждать в опенах?


– Конечно! Хотя последний раз играл, наверное, году в 1993-м. Но, как показывает практика, сильнейшие игроки всегда остаются на лидирующих позициях независимо от формата турнира и состава участников. На длинной дистанции класс сказывается. Раньше ходили разговоры: мол, заставь топ-гроссмейстеров играть в опенах – они быстро растеряют свой рейтинг. Но я вот два раза в Катаре свой рейтинг повысил, та же картина у Карлсена, Накамуры.


ТУРНИР В ЦЮРИХЕ – ЭТО КЛАСС ЛЮКС

– На этой неделе стартует супертурнир Zurich Chess Challenge, в котором вы уже не раз принимали участие и, более того, стояли у его истоков – ведь он начался в 2012 году с матча Крамник – Аронян. С каким настроением отправляетесь в Цюрих?

– Здорово, что благодаря Олегу Скворцову в календаре появился этот турнир! Мы с Олегом познакомились лет пять назад, причем случайно: пересеклись где-то в Европе, он меня узнал и подошел. Немного поговорили, обменялись визитками. Потом снова встретились в Москве на Мемориале Таля, вместе поужинали. Олег – большой любитель шахмат, он увлекся идеей организовать шахматное соревнование. У меня были хорошие связи с Цюрихским шахматным клубом, старейшим в мире (в 2009 году они с большим размахом отпраздновали 200-летие со дня основания). И я связал Скворцова с руководством клуба.

И вот уже пять лет проводится турнир класса люкс. В шикарном отеле "Савой", одном из лучших в Цюрихе. В качестве почетных гостей всегда приглашаются знаменитости из разных областей культуры. Например, приезжал знаменитый испанский писатель Артуро Перес Реверто, один из бестселлеров которого – "Фламандская доска" – триллер с шахматной составляющей. Приезжал Шарль Азнавур, выступали всемирно известные музыканты Борис Андрианов и Дмитрий Илларионов. В общем, мы делаем не только шахматное, но и общекультурное мероприятие.

Всегда стандарт очень высокий – играют лучшие шахматисты мира. Турнир завоевал свое место в календаре, и я надеюсь, что будет продолжаться и дальше. Все очень любят играть в Цюрихе: там прекрасные условия, приходит очень много зрителей – любители в Швейцарии соскучились по большим шахматам. Всегда аншлаг в зале!


На закрытии супертурнира Zurich Chess Challenge 2016. Владимир Крамник и Олег Скворцов с супругой

– Предыдущие турниры прошли с большим успехом, появилась даже "цюрихская формула" – один круг в классические шахматы, второй – в рапид. А сейчас будет новый формат: две партии в день с контролем 40 минут до конца плюс 10 секунд на ход. Как вы относитесь к этому новшеству?

– Думаю, что у него есть будущее. На данный момент, наверное, нет необходимости повсеместно вводить этот контроль, но пробовать можно. Пока что это эксперимент, однако лет через пять формат "две партии в день с контролем час на партию", вполне возможно, станет нормой. Может быть, и матч на первенство мира будет проводиться таким образом.

Правда, ни я, ни мои соперники с таким контролем еще не играли, надо будет приноровиться. Но это не такая большая проблема – потихонечку привыкнем. Очень интересно посмотреть, насколько такой контроль влияет на качество игры. Если разница по сравнению с классикой окажется небольшой, то есть партии будут высокого качества, то этот контроль начнет завоевывать популярность.


Полный текст интервью