Российская
Шахматная
Федерация
Скачать шахматы бесплатно

Невозможный ход не значит поражение

Седьмой выпуск «Журнала для арбитров ФИДЕ»



Dura lex, sed lex ( лат .)

Закон суров, но это закон.

Дорогие друзья!


На веб-сайте Комиссии Арбитров ФИДЕ http://arbiters.fide.com/ опубликован седьмой выпуск «Журнала для арбитров ФИДЕ» FIDE Arbiters' Magazine No 7

Выражаю огромную признательность и искренне благодарю арбитра ФИДЕ, члена судейско-квалификационной комиссии Российской шахматной федерации ЕЛЕНУ ВАСИЛЬЕВНУ ПОЛОВИНУ за работу по переводу на русский язык седьмого выпуска Журнала.


Изменения, касающиеся невозможных ходов в быстрых шахматах и блице.

Вступившие в силу с 1 января 2018г. новые Правила ФИДЕ включили в себя важное изменение. В отсутствии достаточного «наблюдения арбитра» (максимум, три партии для быстрых шахмат и одна игра для блица) – НЕВОЗМОЖНЫЙ ХОД БОЛЬШЕ НЕ ОЗНАЧАЕТ НЕМЕДЛЕННЫЙ ПРОИГРЫШ!

Если арбитр видит действие согласно Статье 4.2.7, 5.5.2 ,7.5.3 или 7.5.1, 7.5.2, 7.5.3, то он должен действовать в соответствии со Статьей 7.5.4, при условии, что соперник не сделал свой следующий ход.  Если арбитр не вмешивается, соперник имеет право делать заявление о своей победе, если соперник не сделал свой следующий ход. Если соперник не заявляет, и арбитр не вмешивается, невозможный ход остаётся, и партия должна быть продолжена.  После того, как соперник сделал свой следующий ход, невозможный ход не может быть исправлен, если об этом не договорятся игроки без вмешательства арбитра.

Статьи 7.5.1, 7.5.2, 7.5.3 и 7.5.4 охватывают невозможные ходы и/или невозможные действия, за которые предусмотрено наказание как за невозможные ходы:

Статья 7.5.1 – это общая статья, которая охватывает невозможные ходы

Статья 7.5.2 охватывает ситуации, когда проведенную до поля превращения пешку не заменили фигурой

Статья 7.5.3 охватывает ситуации, когда игрок нажимает свои часы, не сделав ход

Статья 7.5.4 охватывает ситуации, когда игрок делает свой ход двумя руками

Статья 7.5.5 – это общая статья, которая описывает, как наказывается «первый невозможный ход» и затем как наказывается «второй невозможный ход».

При первом рассмотрении все сказанное выше может показаться очевидным. Однако, согласно «букве закона» сейчас имеется возможность продолжать партию в быстрые шахматы или блиц после невозможных ходов, в результате чего возникают ситуации, которых раньше не было!

Перед тем как продолжить рассматривать примеры, просим отметить следующее:


  • ход НЕ считается невозможным ходом, если сделан возможный ход после невозможного хода соперника;

  • игрок не получает наказание за то, что не заметил того, что ход его соперника был невозможным


  • ПРИМЕР № 1
dd1


Черные играют Kрd5, это невозможный ход, но ни Белые, ни арбитр этого не замечают.

Напротив, Белые играют g8(Л), и Черные заявляют, что Белые сделали невозможный ход

Заявление не принимается, и игра продолжается!


ПРИМЕР № 2

dd2


Черные только что сыграли Сb5, это невозможный ход. Однако, этого не замечает арбитр, а белые не заявляют о невозможном ходе. Напротив, Белые играют Лe8 и объявляют мат.

Результат игры – 1-0!



ПРИМЕР № 3

dd3


Черные только что сыграли Кра8, это невозможный ход. Однако, этого не замечает арбитр, а белые не заявляют о невозможном ходе. Напротив, Белые играют а7 и объявляют мат.

Результат игры – 1-0!



Несколько практических случаев, произошедших во время турниров

  • Данный случай произошел на турнире по быстрым шахматам в марте 2018г. в Индии.Игра проходила в отсутствии достаточного «наблюдения арбитра» (максимум, три партии для быстрых шахмат и одна партия для блица), поэтому действуют Статьи А.4 (быстрые шахматы) / В.4 (блиц).Оба игрока в цейтноте. Игрок А проводит одну из своих пешек на 8 горизонталь, и в спешке, намереваясь взять еще одного ферзя с находящейся рядом другой доски, вместо этого ставит еще одного КОРОЛЯ на поле превращения пешки и нажимает свои часы.
  • Этого не замечает ни арбитр, ни игрок В, который делает свой следующий ход и нажимает часы.  В этот момент арбитр замечает невозможную позицию
  • ЧТО ДЕЛАТЬ АРБИТРУ? Это очень яркий пример, который практически невозможно предвидеть заранее, прежде чем такая ситуация возникнет, и поэтому, естественно, нет СПЕЦИАЛЬНОЙ статьи, в которой она рассматривается.Однако, такие чрезвычайные случаи предусмотрены в предисловии Правил ФИДЕ
  • Правила игры в шахматы не могут учесть все возможные ситуации, которые возникают во время игры, не предусматривают и решение всех организационных вопросов. В тех случаях, которые невозможно точно урегулировать статьёй Правил, можно принять правильное решение, изучив аналогичные ситуации, рассматриваемые в Правилах В Правилах предполагается, что арбитры обладают необходимой компетенцией, здравым суждением и абсолютно объективны. Слишком подробные Правила могут лишить арбитра свободы суждения, и таким образом помешать ему найти решение проблемы, продиктованное справедливостью, логикой и конкретными условиями.
  • К данному чрезвычайному случаю должна быть применена Статья А.4.4:Если арбитр замечает, что оба короля находятся под шахом или пешка находится на самой дальней от начального положения горизонтали, он должен подождать до тех пор, пока не будет завершён следующий ход. Тогда, если на доске все ещё сохраняется невозможная позиция, он должен объявить, что партия закончилась вничью.
  • Целью вышеуказанной Статьи А.4.4 является охват «невозможных позиций», и она включает два однозначных примера. Однако, «здравым смыслом» является посчитать, что два Короля у одного игрока невозможны или 9 пешек у одного игрока…
  • Список можно продолжать бесконечно, и поэтому Предисловие является прекрасным руководством для таких ситуаций.
  • Данный случай произошел на турнире First Saturday в Венгрии в мае 2018 г.
  • После одного из ходов игрок А остановил часы и сказал главному арбитру: «Повтор». Главный арбитр немедленно отклонил эту неуместную попытку требования ничьей, т.к существуют два основных способа надлежащим образом потребовать зафиксировать ничью. В общих словах, это можно сделать либо ДО своего хода, либо ПОСЛЕ хода вашего соперника.
  • 9.2.1. Партия признается закончившейся вничью по обоснованному заявлению игрока при своём ходе, когда одна и та же позиция, по крайней мере, в третий раз (не обязательно повторением ходов): 9.2.1.1. может возникнуть, если этот игрок сначала запишет на своём бланке свой ход, который не может быть изменён, и заявит арбитру о своем намерении сделать этот ход, или 9.2.1.2. только что возникла и игрок, за которым очередь хода, требует ничью.
  • Главный арбитр попытался объяснить приведенные выше положения, но мешал языковой барьер. Через несколько ходов игрок А сделал то же самое, и снова Главный арбитр отклонил эту неправильную попытку потребовать ничью.Партия продолжилась, и игрок Б в конце концов выиграл, поставив мат.В этом случае, даже если бы действительно было трехкратное повторение во время партии, так как об этом не было правильно заявлено, результат остался бы 1-0.
  • Однако после игры игрок А и главный арбитр попытались обсудить ситуацию, но это было сложно из-за языкового барьера. Не обращая ни на что внимания, игрок А в итоге сказал главному арбитру: «ПЯТЬ!» Конечно, это все изменило в соответствии с относительно новой статьей 9.6.1
  • 9.6. Партия заканчивается вничью, если возникает одна или обе следующие ситуации:
  • 9.6.1.
  • одинаковая позиция появилась, как описано в Статье 9.2.2, по крайней мере пять раз;Важно отметить, что данный случай НЕ касается вопроса о том, является ли мат более ВАЖНЫМ, чем пятикратное повторение. Вопрос в том, что происходит ПЕРВЫМ. Если пятикратное повторение произошло, то это закончило игру в тот момент. После этого момента игра уже не происходит!Главный арбитр проверил, и действительно пятикратное повторение имело место на ходах 60, 62, 68, 73 и 75.  Уловить пятикратное повторение может быть очень сложно!Результат был изменен на ничью
  • Эта ситуация возникла на турнире Chicago Class в июле 2018г.
  • Контроль времени составлял 100 минут на первые 40 ходов, затем плюс 30 минут до конца игры с 10 секундами ЗАДЕРЖКИ на один ход. ЗАДЕРЖКА отличается от ДОБАВЛЕНИЯ тем, что задержка НЕ ДОБАВЛЯЕТСЯ к резерву времени игрока. Если игрок делает ход в течение 10 секунд, он не приобретает и не теряет время.  И наоборот, если игроку нужно больше 10 секунд на ход, то его часы начинают идти из его основного времени.Ситуация заключалась в том, что у Белых вышло время. Черные заявили требование о победе по времени, и арбитр подтвердил требование. Однако, Белые незамедлительно подали апелляцию о том, что часы не были настроены для задержки 10 секунд.Это было подтверждено. НИ У КОГО ИЗ ИГРОКОВ не было 10 секундной задержки. Ни один из игроков не заявлял об этом в течение игры, и арбитр этого тоже не заметил.
  • При принятии решения по апелляции были приняты во внимание следующие положения:
  • 6.10.1. Каждое показание шахматных часов считается окончательным, если только у часов нет какого-либо очевидного дефекта. Шахматные часы с очевидным дефектом должны быть заменены арбитром, который должен принять наилучшее решение при определении времени, которое должны показывать часы, заменившие неисправные.
  • 6.10.2. Если во время игры будет обнаружено, что установка времени на одних или обоих часах была неправильной, игрок или арбитр должен немедленно остановить часы. Арбитр должен выставить правильную установку часов и, если необходимо, скорректировать время и счетчик ходов. При определении времени для новой установки часов он должен принять наилучшее решение.
  • В результате пришли к следующим заключениям:
  • то, что у часов не было 10 секундной задержки, НЕ было «явным дефектом».
  • «ВО ВРЕМЯ игры» не было сделано заявления по поводу шахматных часов.
  • ни один из игроков не был поставлен в невыгодное положение по отношению к другому игроку из-за настроек.
  • невозможно посчитать и добавить значения времени ЗАДЕРЖКИ, которые были использованы. Поэтому окончательное решение заключалось в том, чтобы подтвердить результат 0-1 по времени.
  • В заключение еще несколько примеров.
  • ПРИМЕР № 4
  • dd4
  • Белые играют Кxg5, это их второй невозможный ход. ЕДИНСТВЕННЫЙ возможный ход - это Кfx4 мат. Но после Kxg5 - ничья. Белые не могут победить из-за двух невозможных ходов, и Черные не могут победить никакой возможной серией разрешенных ходов.
  • ПРИМЕР № 5
  • dd5
  • Ход белых, но у них падает флажок. ЕДИНСТВЕННЫМ разрешенным ходом является h7 мат, но это ничья. Потому что Белые не могут победить у них истекло время, и Черные не могут победить никакой возможной серией разрешенных ходов.
  • ПРИМЕР № 6
  • dd6
  • Черные играют …Фc5, и затем флажок Белых падает. ЕДИНСТВЕННЫМ разрешенным ходом является Kрxc5 пат, но это ничья.Белые не могут победить у них истекло время, и Черные не могут победить никакой возможной серией разрешенных ходов.
  • С наилучшими пожеланиями, Александр Ткачев