Персона Дня   -  17 ЯНВАРЯ 2024

ЛЕВ ЛОШИНСКИЙ

ЛЕВ ЛОШИНСКИЙ

Лев Ильич Лошинский появился на свет 17 января 1913 года в Варшаве. После начала Первой мировой войны его родители вынуждены были уехать подальше от театра боевых действий вглубь Российской империи, они обосновались в Ростове-на-Дону.

Шахматные задачи Лев начал составлять еще школьником, но особенно увлекся этим занятием, когда в город переехал будущий известный композитор Александр Гербстман. Гербстман сумел сплотить вокруг себя ростовскую школу композиции и передать опыт юному Льву, а также Евгению Умнову.

«Обнаружились любители шахматной композиции и в Ростове.

На почве общих интересов сошлись педагог Никифор Васильевич Проскурнин, энтузиаст-решатель, победитель многих конкурсов решений задач и этюдов; тонкий этюдист Борис Федорович Дидрихсон, врач по специальности, и я, в ту пору работник редакции радиогазет и диктор местного радиовещания. К нам потянулась молодежь – школьники Евгений Умнов, Лев Лошинский, Алексей Соловьев и многие другие. Очень быстро Ростов, наряду с Москвой, Ленинградом и другими городами стал крупным центром шахматной композиции…» (А. Гербстман).

Лошинский вместе с другом Евгением Умновым окончил механико-математический факультет университета, всю жизнь проработал математиком, но главной его любовью оставалось составление шахматных головоломок. С 1928 года Лев Ильич опубликовал около 500 композиций разных жанров. Из них на конкурсах отличиями отмечены около 400 композиций, в том числе 166 – первыми призами! Исследователи отмечают уникальную результативность Лошинского: каждая третья задача завоевывала первый приз.

Уже после Второй мировой войны Лев Лошинский оказался в Москве и выдвинулся в число ведущих композиторов СССР. Во 2-м конкурсе ФИДЕ (1958-1960) удостоен по разделу трехходовок золотой и бронзовой медалей, в 3-м (1960-1962) – серебряной медали по трёхходовкам. В Олимпийском конкурсе (1960) Лошинский взял золотую медаль по разделам двух-и трёхходовых задач, бронзовую медаль – по разделу трёхходовок.

После войны Лев Ильич целых 14 (!) раз выигрывал чемпионат СССР: по разделу двухходовок – 2-й чемпионат (1948), 3-й (1952), 4-й (1955), 6-й (1962); трёхходовок – 1-9-й чемпионаты (1947-1969); многоходовок – 8-й (1967); неоднократный призёр чемпионатов по различным разделам композиции. В «Альбомах ФИДЕ» опубликованы 194 задачи Лошинского.

Лев Лошинский – заслуженный мастер спорта СССР (1962), гроссмейстер (1972) и международный арбитр (1956) по шахматной композиции. Его работа «Тема перемены игры» до сих пор считается классической книгой для составителей двухходовок.

«Исключительная изобретательность и высокая техника составления задач позволяли ему воплощать сложные и оригинальные идеи в высокохудожественной форме. В двухходовке Лошинского привлекали рекордные замыслы. В трехходовке (любимый жанр Лошинского) круг его интересов необычайно широк: задачи с правильными матами, логическая и стратегическая тематика, и др. Внёс значительный вклад в тему пересечения линий действия дальнобойных чёрных фигур – перекрытия Новотного, Гримшоу, Плахутты и других. В четырёх- и многоходовых задачах (их число у Лошинского невелико) показал, что самые сложные замыслы могут быть реализованы с соблюдением основных эстетических норм» ( Е. Умнов).

Один из ведущих композиторов страны ушел из жизни 19 февраля 1976 года в Москве. Его творчеству посвящена книга Якова Владимирова, Евгения Умнова и Рафаэля Кофмана «Гроссмейстер шахматной композиции».

«Трудно переоценить влияние на мое творчество Льва Лошинского. Лев Ильич был не женат, из близких имел только мать, поэтому не спешил домой, и из ЦШК нас (после нескольких напоминаний) обычно выставляла Александра Алексеевна Королева. Негласно ему разрешалось курить в отведенной для композиторов комнате, и я приходил домой весь пропитанный табачным дымом.

Лошинский никогда не хвалил показанные ему оригинальные композиции. Недостатки слабых сразу же отмечались, хорошие не вызывали никакой реакции. Лишь спустя много времени он мог сказать: «А вот та задача была у тебя неплохой». Подняв планку сначала трехходовой, а потом многоходовой задачи на значительный уровень, он и от учеников своих ожидал значительных творческих находок» (Я. Владимиров).

«Лошинский создал новые критерии глубины и логической строгости в сочетании с совершенством конструкции... Тематическая глубина и техническое мастерство – основные отличительные свойства его работ... В результате он поднял искусство композиции на недосягаемую ранее высоту. Лошинский разработал целый ряд новых или возрождённых тем», – такие строки были опубликованы в английском журнале «Problemist» после смерти советского композитора.