4 декабря 2023

100 лет ФШР

О создании Всесоюзной шахматно-шашечной секции рассказывает кандидат исторических наук Дмитрий Олейников

100 лет назад, во вторник 4 декабря 1923 года, Высший совет физической культуры (ВСФК) при Всероссийском центральном исполнительном комитете принял решение о создании Всесоюзной шахматно-шашечной секции («Всешахсекции») при ВСФК, от которой ведут свое начало Шахматная федерация СССР и ставшие ее преемниками Российская шахматная федерация и Федерация шахмат России.

Устоявшаяся традиция относит создание Всесоюзной шахматно-шашечной секции к августу 1924 года. Именно тогда, как утверждают авторитетная энциклопедия «Шахматы» и позаимствовавшая ее текст Википедия, на Всероссийском шахматном съезде «при Высшем совете физической культуры (ВСФК) при ВЦИК была создана Всесоюзная шахматно-шашечная секция, — прообраз будущей Шахматной федерации СССР», и тогда же ее первым председателем стал Н. В. Крыленко.

Однако достаточно почитать документы шахматного съезда, чтобы убедиться, что он не создал и даже не поручил создать Всесоюзную шахматно-шашечную секцию. Она, судя по сделанным докладам, уже существовала «несколько месяцев». Из сохранившихся отчетов видно, что в итоговой резолюции съезд признал «работу Всесоюзной шахматно-шашечной секции ВСФК своевременной и правильной», и именно в ней увидел в будущем «единый центр массовой шахматной работы», стоящий во главе уездных, городских, губернских и республиканских советов физкультуры, объединяющих местные шахматно-шашечные кружки. Затем прошли выборы нового состава «Всесоюзн. шахм. секции». Очевидно, что секция уже существовала и работала, вот только как долго?

В последние годы историки шахмат, опираясь на воспоминания известных шахматных деятелей того времени В. Руссо и Н. Зубарева, написанные в середине 1930-х годов, относят создание «Всешахсекции» к марту 1924 года (см., например, Демчик Е. В., Горовой А. С. Шахматный спорт в первые годы советской власти: от любительских увлечений к организованному движению интеллектуалов // История и современное мировоззрение. 2022. т. 4. № 2. с. 36).

Однако сам В. Руссо, видный деятель шахматно-шашечного движения, признавался в воспоминаниях (журнал «64», 1934, № 12), что о датах говорит приблизительно, поскольку «все дела и протоколы заседаний ВСФК за 1924 год, по наведенным справкам, уничтожены пожаром». События, связанные с созданием Всесоюзной шахматно-шашечной секции, он относил к январю-февралю-марту 1924 года, то есть хорошо помнил, что дело было зимой 1923/1924 годов.

К счастью, как протоколы заседаний ВСФК, так и официальные публикации их содержательной части сохранились. Правда, в мартовских протоколах никаких сведений о создании «Всешахсекции» не приводится, но если двинуться вверх по течению реки времени, то найдутся источники, показывающие, что события, о которых говорили В. Руссо и Н. Зубарев, происходили в конце ноября – начале декабря 1923 года.


Вышедший 1 января 1924 года новый официальный орган Высшего и Московского советов физической культуры журнал «Известия физической культуры» опубликовал Протокол заседаний ВСФК № 23 от 4 декабря 1923 года, где §2 называется «Об организации шахматной секции при ВСФК». В нем зафиксировано решение ВСФК: «Признать принципиально желательным создание шахматно-шашечных секций при ВСФК и в местных советах. Просить тов. Крыленко взять на себя руководство этой секцией при ВСФК. Тов. Руссо включить в состав секции. Поручить тов. Крыленко вести переговоры с тов. Ласкер[ом]».

Через пять дней, 9 декабря, газета «Известия» сообщила, что в Высшем совет физической культуры и спорта под председательством Наркомздрава товарища Н. Семашко состоялся доклад В. Руссо на тему «Пути и судьбы физкультуры», а по докладу было постановлено «образовать при Высшем совете физкультуры шахматно-шаш. секцию и такие же секции организовать при губернских советах физкультуры».  

Содержательную часть истории создания «Всешахсекции» В. Руссо передал так: «Я был вызван начальником Главного управления Всевобуч К. А. Мехоношиным, который, зная мою предыдущую работу по распространению шахмат и шашек в период 1920-1923 г. в Москве и мою связь и знакомство с тогдашним шахматно-шашечным миром, предложил мне взять на себя организацию шахматно-шашечного движения в СССР через Высший совет физической культуры, где он состоял заместителем председателя. Это предложение было как нельзя кстати. Проводимая мною к тому времени по Москве шахматно-шашечная работа по профсоюзной линии не охватывала всего движения в целом. Школьные, военные и полувоенные секции были беспризорные. Нужна была более широкая, завершающая организация, которая могла бы охватить все учреждения и предприятия и руководить ими в целом. Наиболее приемлемой формой такого завершения и была физкультурная организация. Нужно было только продумать внутреннюю идеологическую связь между шахматами и шашками и физической культурой. Я охотно принял предложение.


…На заседании Высшего совета физической культуры под председательством Н. Семашко мною был сделан доклад, основные положения которого были впоследствии изложены в статье «Шашки и шахматы и их место в физической культуре», помещенный в первом шашечном отделе журнала "Красный спорт" (№ 13-14 за 1924 г.). Там же была приведена и резолюция собрания, которая была вынесена по данному докладу:

1) признать шахматы и шашки одним из видов спорта, подлежащих на общих основаниях ведению Советов физической культуры;

2) организовать шахматно-шашечные секции как при Высшем, так и при всех губернских и уездных советах физической культуры».

Необходимо было еще и найти авторитетного в государственном масштабе руководителя шахматного движения. Рассматривалась фигура шахматного партнера Ленина П. Лепешинского, но наибольший интерес к шахматам в то время проявлял Н. Крыленко, заместитель Народного комиссара юстиции РСФСР (и тоже шахматный партнер Ленина). Согласно В. Руссо, идея пригласить Крыленко принадлежала К. Мехоношину (они было с Крыленко хорошо знакомы, работали вместе в 1917 году в «Военке», Военной организации при ЦК РСДРП(б)). По воспоминаниям В. Н. Еремеева (с октября 1924 года помощника Крыленко, ответственного секретаря Всероссийской шахматной секции), приглашением Крыленко шахматисты обязаны его референту и шахматному партнеру М. Грекову (Крыленко намеренно приезжал на службу пораньше, чтобы до начала рабочего дня поиграть с Грековым в шахматы). В 1923 году Греков пригласил Крыленко в клуб госслужащих, где в то время собирались сильнейшие шахматисты Москвы (30 августа 1923 московские шахматисты стараниями культурно-просветительской секции Московского совета профсоюзов сорганизовались в единую организацию «Шахбюро»). Крыленко стал посещать шахматный кружок, играть в турнирах, и «когда назрела необходимость создания новой крепкой шахматной организации и возник вопрос о его руководителе», московские шахматисты обратились именно к нему. Идея «сверху» совпала с предложением «снизу».

Вернемся к строчке протокола от 4 декабря «Поручить тов. Крыленко вести переговоры с тов. Ласкер[ом]». Получается, что одним из первых дел «Всешахсекции» и ее руководителя Н. Крыленко стало участие в организации знаменитых в свое время гастролей второго чемпиона мира в Москве и Ленинграде в феврале 1924 года: это был первый за 10 лет приезд в Россию крупного шахматиста Запада. Протокол ВСФК от 26 января 1924 года подтверждает: «Считать, что ВСФК является инициатором приглашения Ласкера. Одобрить план Московского шахматного и шашечного бюро. Поручить ему организацию приезда Ласкера на все время его пребывания в Москве. Поручить секретариату купить и преподнести памятный приз тов. Ласкер[у]».


Следом было принято решение об издании ВСФК (то есть за государственный счет) «2-3 брошюр специального характера по шахматам и шашкам» и одобрено предложение «Всешахсекции» о выделении «определенного количества страниц» для шахматного отдела в официальном издании ВСФК «Известия физической культуры» (что и было сделано). Вскоре шашист В. Руссо добился создания шашечного отдела (с публикацией важнейшей шахматной информации) в другом издании ВСФК — журнале «Красный спорт».

Следующим важным делом «Всешахсекции» был созыв того самого шахматного съезда, который ее, как уверяют общедоступные энциклопедии, и создал. Уже 2 марта газета «Известия» (официальный орган ВЦИК) сообщила, что «при Высшем совете физкультуры образовалась Всероссийская шахматная секция под председательством тов. Крыленко» и что летом «всеросс. секция организует Всесоюзный шахматный с’езд».

Написанный Крыленко проект резолюции изначально предназначался для принятия на масштабном апрельском Первом Всесоюзном совещании Советов физкультуры (более 300 участников, личное выступление товарища Троцкого, грандиозные планы) и был представлен ВСФК. Этот документ, своего рода черновик новой идеологии шахматного движения в СССР, ниже публикуется впервые:

«Признавая огромное воспитательное и дисциплинирующее значение шахматной игры в общей системе физического и умственного развития трудовых масс, и учитывая необходимость организационного и идеологического руководства нарастающим шахматным движением, Всесоюзный Совет физкультуры приветствует создание при ВСФК Центр[альной] Шахсекции и призывает все организации, принимающие участие в работе по физкультуре, оказать Шахсекции широкую помощь и содействие.

Всешахсекция, опирающаяся в своей деятельности на рабочие и красноармейские кружки, должна ставить своей целью пропаганду шахмат в пролетарской среде, поднятие массового уровня игры и организационное закрепление шахматного движения в рамках массовой культработы и физкультуры.

Признать необходимым создание при всех губсоветах по соглашению с губсоветами профсоюзов и органами Красной Армии губ[ернских] шахсекций, призванных руководить и направлять шахматную жизнь на местах.

Признать желательным созыв в августе с[его] г[ода] Всесоюзной шахконференции и шахтурниров с представительством от шахсекций и крупнейших рабочих шахкружков. Поручить Всешахсекции разработать и провести в жизнь программу конференции и турниров, а также разработать и разослать на места положение о местных шахсекциях» (ГА РФ. Ф. 7576. Оп.1. Ед. хр. 10. Л. 15).

После череды откладываний ВСФК на заседании 25 июня постановил: «Одобрить в принципе решения шахм.-шашечной секции. Обратиться с циркулярным письмом к местным СФК о принятии самого активного участия в деле организации шахматного с’езда и турнира… Всю организацию с’езда по шахматно-шашечному делу берет на себя секция. От ВСФК необходимо лишь представить участникам с’езда помещение на 100 человек. Вопрос об издании журнала «Шахматы» поставить на ближайшее заседании редколлегии».

…А потом были съезд, первый номер журнала «64», и началась новая глава истории отечественных шахмат.

 

Командный чемпионат азиатских городов