23 июня 2015

С молодежью - в Найдорф

О втором туре Высшей лиги рассказывает Этери Кублашвили 

Перед вторым туром многие из присутствующих на Высшей лиге с нетерпением ждали партии В. Артемьев – А. Халифман, ведь не каждый день за доской встречаются признанный мэтр и юное дарование. Однако шахматисты любителей сенсаций разочаровали: Александр Валерьевич получил комфортную игру черными, давил, но Владик все же решил все свои проблемы, и партия завершилась миром.

Куда более кровопролитным оказался поединок на первой доске, где играли Михаил Кобалия и Владимир Федосеев. Интрига этой партии состояла в том, что Михаил уже несколько лет возглавляет юношескую сборную России, и под его руководством наши юные бойцы выиграли множество медалей разного достоинства. Владимир не раз успешно выступал за юношескую сборную, и сейчас ему предстояло сыграть со своим бывшим наставником. В этом случае опыт взял верх, причем перевес белые получили на ранней стадии игры.

Михаил Кобалия объяснил свою победу удачно сложившимся дебютом:

- Мы разыграли вариант Найдорфа, где всякое бывает. На мой взгляд, вся операция черных с переходом в разноцвет была ошибочной. Позиция с конем белых на d5, который все держит, стратегически плохая для черных. Возможно, Владимир мог сыграть точнее, но оценка позиции все равно в пользу белых, поскольку у черных много проблем, в частности – с королем. Как известно, в плохой позиции хороших ходов практически нет.


М. Кобалия – В. Федосеев


Ход белых

Координация черных фигур явно нарушена, а позиция короля оставляет желать лучшего. Михаил подчеркивает недостатки позиции соперника уколом на королевском фланге.

19. f6 Qb7

И сейчас белые с треском рушат укрытие неприятельского короля.

20. fxg7+ Kxg7 21. 0-0 Ra7 22. Kh1 Kf8 23. h4 Rh6 24. Qf5


Защитить пешку «h» не представляется возможным, и вскоре белые выиграли.

Уверенную победу, также белым цветом, одержал Даниил Дубов.

Как рассказал московский гроссмейстер, первый ключевой момент в партии был на 15-м ходу.


Д. Дубов – И. Розум


Ход черных

Даниил Дубов: «Я не могу понять, стоило ли черным ходить 15…g6, потому что если так не играть, то у меня нет угрозы e5. Поэтому, сыграй Иван иначе, позиция была бы не такой ясной.

После 15…g6 я должен ходить 16. e5, если на что-то претендую. Последовало 16…dxe5 17. fxe5, и тут я не мог понять, что будет на 17…Qxe5 18. Qxe5 Nxe5 19. Rxf6 Ng4.


После партии мы обсуждали эту позицию с Иваном и решили, что у белых должно быть хорошо, но я по ходам не мог понять, как именно надо играть. Решил, что вблизи на эту позицию посмотрю и найду нужные ходы. Изначально я видел, что разными способами уравниваю, и подумал, что, в принципе, это уже не так плохо.

В партии последовало 17…Nh5 18. Be4, а эту позицию я оценивал как крайне неприятную для черных. Компьютер, может, найдет защиту, но у белых простая игра: я меняю сильного слона, хожу g4, потом Ne4-Nf6. Также важно, что ходом 18. Be4 я неожиданно защищаю пешку на e5.

После 18…Bg7 я был близок к тому, чтобы пойти 19. g4, но здесь до меня дошло, что у черных была идея ответить 19…f5, и, на мой взгляд, непонятно, у кого лучше.



Поэтому я сыграл 19. Ndb5 – этот ход я уже издалека видел; это был план «В», который стал планом «А».

19…axb5 20. Nxb5

Дальше до какого-то момента мне казалось, что у черных проиграно. Может быть, вместо 20…Qd8 упорнее было 20…Qb8, на что я планировал сыграть 21. Rxd7 Bxe4 22. Qxe4 Rxa2 23. Bd4, но объективно у черных тут тоже плохо.

21. Bxb7 Rxa2 22. Bc6 Qh4 23. Qf2 Qxf2 24.Rxf2 Bxe5


 

25. Bxd7 Rd8 26. Bxe5 Rxf2 27. Kg1 Rc2


 

Когда я ходил 28. g4, то понимал, что позиция абсолютно выигранная. Далее последовало 28…Ng7 29. Bf6 Rb8. После 30. Nd4 я решил, что красиво выигрываю, и потратил 10 минут на расчет вариантов. Почему-то абсолютно выигранную позицию я решил именно «досчитать» до победы, хотя можно было просто ее «доиграть».



Маневр коня Nd4-Nc6-Ne7+, наверное, неточен. Изначально я думал, что на 32…Kf8 я выигрываю путем 33. Bc6, но затем понял, что после 33…Ne8 у меня позиция совсем не лучше. Я расстроился и пошел 33. Nc8. Здесь черные могли сыграть 33…Rc2 34. Nxb6 Raa2, и хотя компьютер, наверное, оценит эту позицию «+5», по-человечески мне казалось, что все не так ясно. Мне кажется, что у черных в последний раз так хорошо было в тот момент, когда они ходили 15…g6.

Но тут Иван сдался, чем меня несколько удивил и порадовал».

В целом, подавляющее большинство партий этого тура было выиграно белым цветом, в чем могли убедиться зрители онлайн-трансляции. У женщин количество побед белыми и черными практически одинаковое, и по-прежнему мало ничьих.

Занятную ловушку заготовила Алина Кашлинская для калининградской шахматистки Екатерины Устич.


А. Кашлинская – Е. Устич


Ход черных

Позиция у черных не сахар: их фигуры завязаны, а слабость восьмой горизонтали предательски проглядывает в разных вариантах. Но исход партии решило взятие отравленной пешки.

26…Nxc4? 27. Nc7!

Сказалось отсутствие «форточки», и теперь черным придется расстаться с материалом и вскоре после этого сдаться.

Буквально на ровном месте Марина Гусева запутала Марину Бараеву.


М. Бараева - М. Гусева


Ход белых

59. Qg1?!

Как выяснится позже, защитить слона лучше было королем.

59…f6 60. Nd7 Ng6! 61. Kh3 Nf4+ 62. Kh2 Nd3

Конь продолжает свой победный забег, а вскоре к нему присоединится второй скакун.

63. Bg3 Ne3 64. Kh3 Nf1



65. Nb6 f5! 66. d5 f4, и белые сдались.

После двух туров у мужчин без потерь идут Иван Попов, Александр Рахманов, Михаил Кобалия, Дмитрий Фрольянов и Дмитрий Бочаров, а у женщин - Анастасия Савина, Дарья Пустовойтова, Анастасия Боднарук, Марина Гусева, Баира Кованова, Алина Бивол и Оксана Грицаева.

В третьем туре нас ждут еще более принципиальные встречи, и, быть может, в обоих турнирах появятся единоличные лидеры.  

Командный чемпионат азиатских городов