12 декабря 2023

Он жил по совести

Публикацию к 100-летию со дня рождения Я. Д. Зиндера подготовил Сергей Быстров

12 декабря международному арбитру, ветерану Великой Отечественной войны, капитану 1-го ранга в отставке Я. Д. Зиндеру исполнилось бы 100 лет.

Яков Давидович долгие годы – с середины 1980-х годов и до конца жизни – был президентом Шахматной федерации Ленинградской области. Много лет он был также вице-президентом Ассоциации ФШ СЗФО и членом Президиума ФШР. Не счесть соревнований самого разного уровня, от турниров младших разрядов до Всемирных шахматных Олимпиад, в судействе которых он принимал участие. Память о нем бережно хранят его близкие, друзья и коллеги. Ежегодно в Новой Ладоге и Санкт-Петербурге проводятся Мемориалы Зиндера.

Для шахматистов нескольких поколений его роль бесценна. Яков Давидович бескорыстно помогал молодым игрокам, тренерам, судьям, организаторам и поддерживал их, как только мог. Его хвалили, ругали, но уважали абсолютно. Он жил по совести.

 

Яков Зиндер на Всемирной шахматной Олимпиаде в Ханты-Мансийске, 2010 год

 

Алла Владимировна Зиндер, вдова

Встреча с Яковом Давидовичем была для меня подарком судьбы. Жизнь подарила мне честного, порядочного, умного, воспитанного близкого человека. Его большая сила воли помогла пережить пять операций и вставать на ноги. Не было проявления слабости ни в чём. Для меня Яков Давидович жив, просто уехал в командировку. Жалею об одном: не свела меня жизнь с ним, когда мне было 25 лет. Живу его девизом: «Ноги носят, голова соображает».

Преданность шахматам была движущей силой во всех его начинаниях. Он умел человека не только поддержать, но при необходимости поставить на место. Яков Давидович мог бы жить дольше, ведь его родители прожили более 100 лет.

В 2004 году у меня погиб сын, он помог мне встать на ноги. Мы встретились в больнице. Мне сделали операцию на день раньше, чем ему. Помню, как Яков поддерживал меня – в моих глазах, наверно, было много страха. Неожиданно он передал мне в палату красивый цветок. И я, как только появилась возможность, пошла к нему – так мы и познакомились. Разница в возрасте у нас была 26 лет, но это не помешала нам стать супругами. В 2015 году в США умер сын Якова Давидовича Вениамин (1948 г.р.). Но растут его и мои внуки. Жизнь продолжается, и прожитые с ним счастливые годы хранятся в моей памяти

 

Алла и Яков Зиндеры

 

Владимир Георгиевич Куликов,
директор шахматного клуба в Новой Ладоге
 

Впервые Яков Давидович приехал в Новую Ладогу 3 мая 1994 года в качестве главного судьи 7-го Мемориала А. Ф. Ильина-Женевского; в тот год отмечалось столетие со дня рождения Александра Фёдоровича. Яков Давидович привёз памятные открытки, посвящённые Ильину-Женевскому; мы сходили на почту и произвели их гашение.

С 1994 по 2011 годы Яков Давидович судил в нашем городе множество турниров, в том числе международные фестивали «Ладожское лето». Кроме того, был главным судьей Спартакиады молодежи России, Спартакиады СЗФО, Спартакиады Ленобласти, личного первенства области…

Яков Давидович был высококвалифицированным арбитром, прекрасно знал правила и легко разбирался в спорных ситуациях, которые старался решить по взаимному согласию, но мог применить к нарушителю и строгие меры вплоть до исключения из турнира.

Исключительно скромный человек, он никогда не требовал каких-то особых условий для проживания и питания. Что ему предлагалось, принимал без разговоров. Очень любил пирожки, которые продавались в кулинарии на проспекте. Карла Маркса.

 

Владимир Куликов и Яков Зиндер


Лилия Михайловна Тимофеева,
жена В. Г. Куликова

Якова Давидовича я знаю с его первого приезда в Новую Ладогу в 1994 году. В нашей семье так повелось, что мы всегда принимаем участие в делах и заботах друг друга. Поэтому мы были знакомы с Яковом Давидовичем достаточно близко: я часто присутствовала на соревнованиях, помогала.

Яков Давидович был всегда связующим началом: и во время длительной подготовки таких больших соревнований, как международный турниры «Ладожское лето», как Спартакиада молодёжи России. Мне иногда приходило в голову: ему бы в корпусе дипломатов состоять. Сколько переговоров он проводил! С ним можно было быть уверенным, что всё пройдёт как надо. Настоящий главный судья: знающий, умный, дипломатичный, интеллигентный, галантный (всякая женщина в его присутствии не могла забыть про званье своё!), справедливый.

Он знал большинство участников, вникал в их проблемы, часто как-то незаметно, деликатно помогал. Очень интересно было наблюдать, как он общался с детьми: когда была возможность, разбирал их партии, поддерживал соревновательный оптимизм, поднимал настроение не только им, но и их родителям. Яков Давидович был примером для многих участников, как должен выглядеть мужчина на соревнованиях. В свои 80 лет ежедневно чисто выбрит, опрятен, никакой «помятости» во внешнем облике. Элегантен и собран, подтянут. В свой последний приезд, почти в 88 лет, никогда ни на что не жаловался, не говорил о своём самочувствии, был интересным собеседником. Казалось, что сил у него предостаточно и жить ему еще очень долго. Вспоминал своё дачное проживание на валдайщине, заботу жены Аллы Владимировны, их походы в лес, работу на участке. Весь был наполнен ощущением этого предстоящего отдыха. И никому не могло прийти в голову, что видимся мы в последний раз.

Правда, уставать стал больше; изменяя своей всегдашней привычке возвращаться в гостиницу пешком, проезжал две остановки на такси... Он остался в памяти мудрым и спокойным человеком, любящим и ценящим каждый момент жизни. 

Публикация к 90-летию со дня рождения Я. Д. Зиндера

Фотографии Владимира Барского и из архива Сергея Быстрова

Командный чемпионат азиатских городов