13 июля 2021

Память о нем остается благодаря его ученикам

Гроссмейстер Дмитрий Бочаров вспоминает Николая Векшенкова

Федерация шахмат Новосибирской области с прискорбием сообщает, что 10 июля после тяжелой продолжительной болезни скончался международный мастер, известный тренер Николай Сергеевич Векшенков и выражает глубокие соболезнования родным и близким покойного.

 

Своего первого тренера вспоминает один из лучших его учеников гроссмейстер Дмитрий Бочаров.

 

Когда человек уходит - остается то, кем он являлся для других людей. Если при мне неожиданно сказать слово «тренер», то в голове возникнет много разных ассоциаций, не только связанных с шахматами, но одна из них обязательно будет в виде лица с широкими черными усами, доброй и немного хитрой улыбкой.

Если и есть что-то уникальное в моей не очень выдающейся шахматной карьере, то это три года, когда меня, уже пожилого 13-летнего третьеразрядника за ручку привел к своему тренеру 9-летний перворазрядник Денис Петрухин. Николай Сергеевич молча на меня посмотрел и почему-то оставил. А через 2,5 года спокойно передал в руки Александра Семеновича Хасина (потому что как тренер точно знал, что так будет лучше для ученика) уже кандидата в мастера с мастерским баллом, готовым к борьбе с гроссмейстерами.

Я плохо помню, о чем Николай Сергеевич рассказывал нам на занятиях, но несколько уроков идут со мной через всю жизнь. Я очень часто слышу слова о своем боевом характере за доской и всегда возвращаюсь к единственному случаю, когда Тренер на меня кричал. Суть сводилась к тому, что я рано согласился на ничью в тяжелофигурном эндшпиле, и Николай Сергеевич долгие 10 минут на повышенных тонах объяснял, что если уж я назвался шахматистом, то такие позиции нужно играть независимо от того, кто сидит напротив. Заодно я раз и навсегда уяснил, что в тяжелофигурных эндшпилях нужно смотреть, в первую очередь, на безопасность короля. В этом, мне кажется, и есть талант тренера: понимать, что глупо кричать на ученика, но держать в уме этот нехитрый педагогический прием и использовать его в нужный момент максимально эффективно.

Кроме того, у меня перед глазами пример его отношения к ученикам, когда мы вместе играли рядовой чемпионат Новосибирска. Николай Сергеевич проиграл сопернику намного слабее себя, после чего в анализе немного грустно находил новые и новые возможности своей позиции. Расстраивался, что в цейтноте загубил интересную партию, но тут в городской шахматный клуб позвонили с новостью из Санкт-Петербурга, где его ученик Илья Зарезенко занял второе место в детском первенстве России. Дальше анализ пошел намного веселее, и в конце Николай Сергеевич подытожил, что готов проигрывать хоть каждый день, если потом будут подобные новости.


В этом, кстати, и ответ, почему он не добился большего как шахматист. Хотя, если обстоятельства заставляли - мог играть очень хорошо. Чего стоит его партия с Петром Свидлером, где тогда всего трехкратный чемпион России под давлением тяжелых схевенингенских аргументов сразу на выходе из дебюта запросил мира. Вдвойне приятно было, посмотрев эту партию, узнать позицию, которую мы анализировали на занятиях.

Грустно осознавать, что Николай Сергеевич ушел так рано, но могу точно сказать, что память о нем останется благодаря его многочисленным ученикам на много поколений вперед. И в России, и далеко за её пределами.

 Фотографии liveinternet.ru и Федерации шахмат Новосибирской области

Командный чемпионат азиатских городов