11 апреля 2020

While my guitar gently weeps

Знаменитый гитарист Дмитрий Илларионов – герой нового очерка Кирилла Зангалиса

Дело опять вышло в Цюрихе, в 2014-м, где мы были на очередном шахматном турнире, который учредил наш уже старый знакомый меценат Олег Скворцов. Бизнесмен проводил это соревнование с размахом: лучшие гроссмейстеры мира, лучший отель города, лучшие классические музыканты на открытии. Да и почетные гости сюда часто захаживали. Чего стоил один только визит Шарля Азнавура!

Но мне вспоминается удивительное знакомство с совсем другим человеком. Честно скажу, что я не поклонник классической музыки, до недавних пор — уж точно. А на шахматы очень часто приглашали «классиков» с мировыми именами: пианиста Николая Луганского, виолончелиста Бориса Андрианова, баяниста Николая Сивчука. Сплошь бриллианты!

Но все это меня мало занимало: мне хотелось, чтобы шахматные турниры открывали Шахрин, Галанин или Чиграков. Поэтому я либо избегал этих торжественных открытий, либо старался на них не заснуть. Но вот в Цюрихе я увидел, что выступать будет человек с гитарой. А так как в командировке у меня инструмента не было, то я подумал, что неплохо бы познакомиться с этим волосатым чуваком, а потом вечерком утянуть у него инструмент и уже в веселой компании журналистов залабать что-то наше, а то от Моцарта и Шопена вяли уши.

Дмитрий, так мне представился тот молодой человек, был очень скромен. Немного пообщавшись и обменявшись телефонами, мы разошлись по своим делам.

Анатолий Карпов, Олег Скворцов, Дмитрий Илларионов и Кирилл Зангалис. Цюрих, 2016 год

После открытия прошел, как обычно, шикарный банкет, с которого мы прихватили на вечернюю прогулку бутылки четыре вина, и наша шумная компания из журналистов и работников федерации отправилась гулять по ночному Цюриху. Обычно наш маршрут заканчивался у озера. Вот там-то я и вспомнил о музыканте.

— Дима, ну ты где, мы тебя уже заждались, — прокричал я довольно веселым голосом «классику» в трубку. — Давай дуй к нам! Скучно, поди, тебе одному! И возьми с собой гитару! Тут народ требует Розенбаума. Я отлично играю, ничего с твоей деревяшкой не будет.

После выпитого я вряд ли почувствовал, что на том конце трубки собеседник не по-детски напрягся. Время летело, Дима не шел, я продолжал его атаковать, мы откупорили еще пару бутылок, я горлопанил песни «а капелла». И тут наш герой все-таки появился.

— Братан, ты что так долго? — хлопнул я его по плечу. — Мы тебя заждались. А ты что без гитары?

— Извини, Кирилл, не могу рисковать, дорогой инструмент, да еще концертный, а тут улица, сырость, — «отмазывался» музыкант.

— Ты нас кинул! — зашумел я. — Мы тебя три часа ждали! Народ песен хотел, а ты, блин, гитару зажал. Скажи честно, испугался? Да ты знаешь, как я играю! Да, блин, у меня батя такой слухач! Вот ты «Битлз» уважаешь? «While my guitar gently weeps» лабать умеешь?

С этими словами я схватил какую-то деревяшку и начал показывать Диме на импровизированной гитаре аккорды.

— Дима, Дима, а вот тут такая басовая партия, посмотри!

Я скакал перед Илларионовым с обрубком ветки и выл, страшно фальшивя, песню Харрисона.

И, кажется, настал момент рассказать, кто такой Дмитрий Илларионов. Я этого, как вы уже догадались, тогда не знал.

Дмитрий Илларионов — российский музыкант, классический гитарист, обладатель гран-при крупнейшего конкурса классической гитары «Guitar Foundation of America» (GFA 2002), номинант премии Grammy. Его выступления проходят в России и за рубежом (в Европе, Азии, Америке) на сценах самых престижных залов мира — историческая сцена Большого театра в Москве, дворец изящных искусств «BOZAR» в Брюсселе, «Осака Симфони холле» в Японии... Дмитрий Илларионов выступает сольно, в составе камерных ансамблей, с ведущими мировыми оркестрами, в числе которых БСО им. Чайковского, «Солисты Венеции» (Италия), Камерный оркестр «Виртуозы Москвы», Camerata S (Корея) и другие. Сотрудничает с такими дирижерами, как Федосеев, Сладковский, Мастранжело, Брауэр (Куба), Альварес (Испания).

Известные композиторы пишут для Дмитрия Илларионова свои произведения: Никита Кошкин — Concerto Grosso для гитары с оркестром, Анжело Джилардино — концерт «Утренняя звезда» (памяти Николая Рериха) для гитары и виолончели с оркестром, Сергей Руднев — пьесы для гитары соло, и другие. В ноябре 2012 года в Большом зале Московской консерватории прошла мировая премьера сюиты «Путешествие во времени» Рыбникова для гитары с оркестром, написанная специально для Димы.

И это только самые поверхностные сведения о его творчестве!

Не знаю, чем бы закончился этот вечер, если бы Димка не оказался просто потрясающим парнем, который не только обладает чувством юмора, но тоже ИНОГДА может крепко выпить.

Три часа спустя.

— Кириллос, ты гений! — еле ворочая языком, говорил классик, заказывая в одном из самых атмосферных баров Цюриха очередной гигантский «Лонг айленд». — То, что ты сделал с шахматистом Карякиным, — уникальная история. Я просто требую, чтобы ты стал моим концертным директором! И это… Хочешь, сейчас пойдем в мой номер, я тебе эту долбанную гитару подарю!

— Братан, я тебе отвечаю, мы всех порвем. — Ты и так крут, но будешь самым крутым и известным гитаристом мира. Димон, нас ждет успех и слава!

— Все, Кириллос, решено, — обнял меня один из самых моих близких нынешних товарищей. — Мы с тобой теперь неразлучны…

Так я стал музыкальным продюсером.

***

С Димой сделать карьеру выдающегося музыкального промоутера у меня не получилось. Трудно усидеть на двух стульях, да и мир музыки мне не так знаком, как мир спортивный. Но теперь Димка играет почти на всех крупных шахматных соревнованиях и уже без опаски дает мне свою гитару. Не все меряется в этой жизни деньгами и контрактами. Мы давали импровизированный концерт в съемной квартире Батуми, Илларионов принял мой обет по трезвости в компании со мной.

— Да, Кириллос, даю тебе обет не пить в твоем присутствии. Ты для меня — пример мужества в борьбе с зеленым змием.

А я, наоборот, всячески пытаюсь его от этого обещания избавить: уж слишком азартно Димка играет подшофе. Причем ту песню Харрисона он прислал мне «по переписке», исполняя ее просто с нот. И хоть он стесняется той записи, но лабать вот так с листа сложно неимоверно, а он это сделал идеально. Для меня это из области фантастики. Хотя маэстро тоже поражается, как я могу катать в шахматы вслепую. Но ведь мы всегда друг у друга чему-то учимся, не так ли? К тому же мы еще не оставили мысль вместе покорить мир. И обязательно сделаем это!

Баскетболист Сергей Быков, Кирилл Зангалис, Дмитрий Илларионов и Николай Сивчук. Батуми, 2018 год