11 марта 2015

Браво, Василий Михайлович!

Василий Иванчук, Борис Гельфанд и Алексей Широв – о фестивале в Юрмале

IV Мемориал Владимира Петрова, прошедший в Юрмале, собрал исключительно сильный состав. Первую десятку составили: Василий Иванчук (Украина), Сергей Карякин (Россия), Шахрияр Мамедьяров (Азербайджан), Евгений Томашевский, Александр Морозевич (оба – Россия), Борис Гельфанд (Израиль), Ричард Раппорт (Венгрия), Владимир Федосеев, Владимир Малахов (оба – Россия), Аркадий Найдич (Германия). А всего на латвийский курорт в межсезонье приехало около 40 гроссмейстеров (всего в группе «А» было 122 участника, то есть каждый третий – обладатель высшего звания). Главный организатор Алексей Широв и сам недоумевал, как достаточно скромному по бюджету фестивалю удалось составить конкуренцию по количеству «звезд» ни много ни мало – чемпионату Европы среди мужчин, который проходил параллельно в Иерусалиме.

Мемориал Петрова проходил по швейцарской системе в 11 туров (5 в первый день и 6 во второй) с контролем времени 15+6. Роль «аперитива» к основному состязанию выполнил блиц-турнир, победу в котором отпраздновал Владимир Малахов. Он отлично провел и первый день рапида, однако затем произошел сбой в его четком механизме игры, и Владимир отпал от борьбы за первенство. Очень уверенно и мощно выступали Сергей Карякин, Борис Гельфанд и Шахрияр Мамедьяров, но всё же не сумели до конца выдержать высочайший темп, заданный Эло-фаворитом состязания (речь идет о рейтинге по быстрым шахматам) Василием Иванчуком. Два года назад трагическая ошибка на финише помешала украинскому гроссмейстеру выиграть турнир в Юрмале, но сейчас Иванчук действовал предельно аккуратно, в последнем туре стал единственным из лидеров, кто одержал победу, и занял в итоге чистое первое место. Браво, Василий Михайлович!

Итоги турнира:

1. В. Иванчук (Украина) – 9 очков из 11, 2. С. Карякин (Россия), 3. Б. Гельфанд (Израиль) и 4. Р. Раппорт (Венгрия) – по 8,5, 5-7. Ш. Мамедьяров (Азербайджан), К. Сакаев (Россия) и Д. Фридман (Германия) – по 8, и т.д.

Технические результаты


Слово – победителю IV Мемориала В. Петрова:

– Турнир был прекрасно организован, за что хочется еще раз поблагодарить Алексея Широва. Он не только блестяще играет в шахматы – при его огромной поддержке создаются турниры такого высокого уровня! Приятно, что мы еще раз почтили память очень хорошего шахматиста Владимира Петрова. Я смотрел его партии. К сожалению, он не сумел стать суперзвездой – его жизнь, как известно, оборвалась трагически. А играл он очень интересно, особенно хорош был в тактике.

– Василий, как для Вас складывался турнир?

– Старался бороться в каждой партии. Где-то соперники упускали свои шансы, где-то я. Честно говоря, даже трудно выделить какую-то одну партию; ну, может, с Мамедьяровым, где мне удалось в сложной борьбе переиграть соперника.

– Королевский гамбит с Карякиным тоже привлек большое внимание зрителей. Что там происходило?

– Сергей неудачно разыграл дебют, и уже после моего 14-го хода, можно сказать, позиция приобрела технический характер.

– В последнем туре Федосеев получил против Вас тяжелое окончание?

– Мне удалось сыграть на отсталую «шашку»: в шашках есть такой прием. Представьте себе белые шашки на а3 и с3, а у черных – на а5, b6 и с5. Та, что на b6, – она отсталая. И в нашей партии был похожий сценарий: у меня пешки на а4 и с4, у черных – на а5, b6 и с5.

В. Иванчук – В. Федосеев

Ход белых

42. g4!? fxg4 43. fxg4 Ke6 44. Kd3 Rd7 45. Rh1 f5 46. d5+ Ke5 47. gxf5 Kxf5 48. Rf1+ Ke5 49. Rf8 Rb7 50. Re8+ Kf5 51. e4+ Kf4 52. e5 h5 53. d6 Rd7 54. Re7 Rd8 55. d7 h4 56. e6 h3 57. gxh3 Rh8 58. Rf7+ Черные сдались.

– Как игралось в музее?

– Очень приятно было в перерывах между турами ходить и смотреть фотографии, картины. Красивое место!

– Нравится в Юрмале?

– Да! Приятный город, приятный воздух; я рад, что турнир проходит в таком замечательном месте. В Риге мне тоже нравится, хотя там все по-другому.

– Василий, где планируете выступать в ближайшее время?

– На командном чемпионате мира в Армении, который пройдет во второй половине апреля. В конце июня собираюсь в канадский Эдмонтон на традиционный турнир; в прошлом году мне удалось занять там первое место, опередив на пол-очка Уэсли Со.


Бронзовый призер Борис Гельфанд рассказал, как он стал участником этого турнира:

– Мне позвонил Олег Скворцов, напомнил о том, что 30 лет назад я выиграл чемпионат Советского Союза среди юношей в Юрмале, и спросил, не хочу ли я сыграть в Мемориале Петрова, а он компенсирует связанные с этим расходы организаторов. Я с удовольствием принял это предложение.

Приятно, что уже несколько лет проводится этот турнир, всегда за ним внимательно следил. Владимир Петров – очень сильный шахматист, к сожалению, с трагической судьбой. Очень хорошо, что Алексей Широв и Дмитрий Кряквин издали книгу, посвященную его жизни и творчеству. Два года назад я отдыхал в Юрмале с женой, и узнал, что в одном из магазинов можно купить эту книгу; не мог успокоиться до тех пор, пока мы туда специально не съездили и ее не купили.

– Кто еще выступал в чемпионате Союза-1985?

– Второе место занял Василий Михайлович. Играли молодой Леша Широв, Володя Акопян, Илья Смирин. Со мной конкурировал Миша Улыбин, но в последнем туре он проиграл. Выступали еще Гриша Серпер, Макс Сорокин – светлая ему память. Конечно же, латвийский шахматист Саша Шабалов; мы с ним доигрывали партию четыре раза! Когда мы с ним встретились, оба шли в группе лидеров; а пока он спасался в нашей партии, успел проиграть в нескольких других, а еще сдать сессию в институте! Саша спасся без четырех пешек благодаря высокой активности фигур; я тогда выигрыш так и не нашел. У Василия Михайловича мне удалось выиграть решающую партию туре в пятом. Это была швейцарка в девять туров; играло человек 50.

– Как Юрмала воспринималась в советское время?

– В первый раз я попал в Юрмалу в 1982 году, совсем еще ребенком – тоже играл в чемпионате Союза. Тогда победил Александр Валерьевич Халифман – 33 года назад. Конечно, Юрмала была тогда «маленькой заграницей». Более отчетливо я начал это понимать, когда стал немного постарше. Например, в 1987 году я играл в Риге отборочный турнир к юношескому чемпионату мира, и тогда это ощущение было сильнее. Мой тренер Альберт Зиновьевич Капенгут мне много рассказывал о Латвии. Он часто бывал в Риге – и во время службы в армии, и когда потом помогал Талю. Так что на многие вещи я смотрел глазами Капенгута.

Вообще-то, конечно, мы чаще в Вильнюс ездили, он ведь гораздо ближе к Минску. В столице Литвы я бывал чуть ли не каждый год.

– Как воспринимается Юрмала сейчас?

– Правильно сказал один знакомый, что Юрмала сейчас – это ностальгическое место для людей, для которых она была когда-то «заграницей». Вообще, очень приятно тут находиться: воздух чистейший, люди доброжелательные, поэтому с удовольствием снова сюда приехал.

– Как прошли по дистанции турнира памяти Владимира Петрова?

– Играл нормально. Например, в первый день была очень сложная, яркая партия с Сакаевым. В какой-то момент у меня было абсолютно выиграно, потом я ошибся, после чего у меня всё же оставался путь к победе, но уже чисто этюдный. Возможно, этот пример попадет в картотеку Марка Израилевича Дворецкого. Загадочные маневры, которые на 10 секундах найти, конечно, невозможно.

К. Сакаев – Б. Гельфанд

Ход черных

Партия завершилась вничью после 55...Rf8+ 56. Kg3 e3 57. Bxe3 Kxe3 58. Kg4 Ke4 59. Kg5 Ke5. А был очень тонкий путь к победе: 55... Rg4! 56. Be3 Rg6 57. h7 Rf6+ 58. Kg3 Rf8. 

В целом, считаю, я играл разумно; своим выступлением доволен.


О шахматном фестивале в Юрмале с точки зрения организатора рассказал Алексей Широв. Вначале он подвел итоги IV Зимнего Кубка Алексея Широва:

– По сравнению с прошлым годом количество участников детского турнира возросло. Мы немного изменили систему – вместо чисто командной сделали лично-командную. Как и прежде, Кубок проходил в санатории «Янтарный берег», который принадлежит Управлению делами Президента России. Там были созданы хорошие условия для игры и отдыха, но недостаток этого санатория в том, что он расположен в самом конце Юрмалы. Сейчас Кемери – это район Юрмалы, а до войны, когда тут проходили знаменитые турниры 1937 и 1939 годов, это был отдельный город.

Быть может, сказался перенос сроков ближе к 8 марта, но в этом году в Кубке участвовало очень много девочек. Уникальный случай: все три группы (юноши до 14 лет, девушки до 14 лет и общая до 10 лет) выиграли девочки! В командном зачете среди старших победила команда рижской школы № 13, а до 10 лет – школьники из Москвы, из команды с гордым именем «Россия».

– Какая была дополнительная программа?

– Спасибо президенту нашей шахматной федерации Петерису Шмидре – он каждый год предоставляет детям бесплатные билеты в аквапарк. Кроме того, мы с гроссмейстером Люком ван Вели провели сеансы одновременной игры. Любопытно, что перед началом турнира меня попросили рассказать о комбинационных атаках в сицилианской защите, и в основу лекции легли мои партии с ван Вели из тех далеких времен, когда компьютеры были еще очень слабыми. Так что дети вначале познакомились с голландским гроссмейстером заочно, а потом и очно, сыграв с ним в сеансе.

Первые два года я проводил свой детский турнир и Мемориал Петрова одновременно, однако потом пришел к выводу, что это слишком хлопотно. Я сам играл в турнире, а между турами приходилось постоянно отвечать на телефонные звонки, решать какие-то мелкие оргвопросы детского турнира. А несколько раз приходилось садиться в машину и гнать в Кемери, потом обратно… В общем, я понял, что эти два турнира надо разнести по срокам; к тому же у детей появится возможность сразиться со взрослыми.

– Как удалось собрать столь сильный состав в Мемориале Петрова?

– Честно говоря, у меня не было никаких амбиций делать главный турнир настолько представительным. Одновременно проходил чемпионат Европы, и я думал: «Пусть профессионалы играют в Иерусалиме, а здесь мы соберем наших друзей, таких как Михаил Красенков, Евгений Глейзеров, плюс несколько громких имен. И вдруг гроссмейстеры проявили какой-то невероятный интерес к нашему турниру! Как организатор я был в шоке, когда с этим столкнулся. К счастью, в этот момент начал понемножку расти бюджет турнира. Юрмальские городские власти увеличили свою поддержку по сравнению с предыдущими годами, а кроме того, мне удалось привлечь фармацевтическую фирму OlainFarm. Во многом благодаря личным контактам, поскольку ее глава Валерий Малыгин – одноклассник моего брата, и он с удовольствием вспоминает школьные годы, но я все-таки надеюсь, что этой известной фирме понравится наше сотрудничество, она и дальше будет поддерживать шахматы.

– Кто еще помогал проводить турнир?

– Всем нам хорошо известные частные меценаты, которые не любят себя афишировать. Хотел бы также отметить слаженную работу Латвийской и Рижской шахматных федераций; раньше они были в определенной степени конкурирующими фирмами, а на сей раз удалось избежать конфликта интересов. Обе федерации внесли очень большой вклад в проведение турнира. Петерис Шмидре и его секретарь Янис Лелис, как и Рижская федерация во главе с Альбертом Циминьшем (он был главным судьей турнира) и Артуром Михайловым, который, можно сказать, «духовный руководитель» этой организации. Конечно же, мы не должны забывать второго арбитра Айварса Лайзниса – без него ни один турнир в Латвии пройти просто не может: таких обязательных людей, как он, днем с огнем не найдешь!

– Как Вы сами прошли по дистанции?

– Турнир я провел, вроде бы, неплохо, но все же находился вдали от первых столиков, поэтому не сумел увидеть даже краем глаза, как решалась судьба первого места. Лично для меня турнир складывался очень тяжело. После более-менее «дежурных» побед в первых двух турах уже в третьем я столкнулся с серьезными проблемами во встрече с Алексеем Федоровым. Он мне предложил ничью в позиции с хорошими шансами на победу. Потом я получил очень плохую позицию с Евгением Свешниковым, но сделал ничью; и в пятом туре тоже. А во второй день чуть не случилась настоящая трагедия: в выигранной позиции с Максимом Чигаевым я вдруг подставил слона под удар. Я ухитрился эту партию не проиграть, но настроение, конечно, оказалось испорчено. Тем не менее, мне удалось выиграть еще две партии; одна из них – черными с Владимиром Добровым – получилась исключительно интересной.

– Мемориал Петрова закончен. На ближайшее время снова превращаетесь в игрока?

– Да, у меня два уик-энда в Бундеслиге, буду выступать и в Чешской лиге, и в Российской. В Польской тоже хотелось бы сыграть, но пока предложений не поступало.

Что касается оргработы, то она тоже продолжается в течение года, хотя касается уже не таких крупных событий, как Мемориал Петрова. Например, летом я провожу фестиваль в латвийской провинции, в городе Лимбажи. Очень симпатичный городок; в программу фестиваля входят и детский турнир, и взрослый.

В следующем году проведем Мемориал Петрова, думаю, в том же формате, но надо будет подыскать другое помещение: городской музей Юрмалы уже исчерпал свои возможности, он с трудом вмещал всех желающих.

С гроссмейстерами беседовал
Владимир Барский

Фотографии автора и Марии Емельяновой

Командный чемпионат азиатских городов