15 октября 2012

К четвертому туру всё наладится

Из Эйлата, где проходит Кубок европейских клубов, передает наш корреспондент Марк Глуховский 

Израиль в целом – страна очень расслабленная, тут тепло и хорошо, а Эйлат – это такая «сверхконцентрированная» расслабленность: все, кто приехал на курорт, только и делают, что расслабляются. Такая атмосфера, конечно, входит в легкое противоречие с задачами, которые стоят перед клубами. Мужской турнир довольно странный: вместо обычных 45-50 команд играют всего 34, из них примерно 10 претендуют на призовые места. Им приходится решать жесткие спортивные задачи, а все остальные отлично отдыхают – в меру своего понимания того, что такое отдых.

Турнир проходит в Royal Beach, одном из самых фешенебельных отелей Эйлата. Это очень дорогая гостиница, поэтому там почти никто из шахматистов не живет, участники разместились в отелях чуть пониже классом, таких как «Царь Соломон», «Спорт» и «Лагуна», расположенных в двух шагах от игрового зала. В Израиле главное развлечение – хорошо поесть, поэтому главный критерий при выборе отеля – как там кормят. По моим представлениям, всюду кормят значительно лучше, чем нужно, чтобы не объедаться. Если отель 5 звезд, то кормят там на все 10, а интернет – на полторы: такое понятие, как бесплатный Wi-Fi, в Эйлате отсутствует в принципе. Но, в общем, люди не сильно из-за этого переживают, потому что в целом здесь всё замечательно, просто в стране такие приоритеты. Во всех отелях прекрасные бассейны, и прекрасное море тоже рядом. Бытовые условия замечательные. Очень много отдыхающих, огромное количество детей. Вокруг красивые набережные, много хороших ресторанов. Днем невыносимо жарко, поэтому до захода солнца никто из отелей не вылезает. Но темнеет здесь фантастически рано, и вся жизнь начинается с 4-5 часов, а для шахматистов – после окончания тура.


 

Отель, где проходит турнир

Что касается самого турнира, то обычная для Еврокубков дегенеративная система жеребьевки в данном случае оказалась еще более идиотской, чем обычно. В первых двух турах был применен так называемый «accelerated pairings». На самом деле, это очень важная вещь, потому что в массовой 7-туровой швейцарке лидеры не успевают сыграть все стыковые матчи. Изначально это новшество было принято на ура, поскольку казалось, что таким образом будут исправлены обычные несправедливости жеребьевки. Вроде бы, отменили за ненадобностью первый тур, когда все сильные команды играют со слабыми, и счет варьируется от 6:0 до 5:1. Но так как этот «accelerated pairings» никто не может понять, то уже со второго тура количество несправедливостей и глупостей жеребьевки не только не уменьшилось, но даже возросло.

Подозревать в какой-то «пристрастности» хозяев турнира не приходится, ведь они пострадали от этого нововведения больше всех. Так, «Ашдод», единственная израильская команда, способная претендовать на призовые места, начала турнир с трех стыковых матчей! Они выиграли у «Сокара» и «Югры» и проиграли «Томску». Напомню, что были случаи, когда команда занимала призовое место, сыграв за весь турнир всего два стыковых матча.

Главным «любимчиком» жеребьевки пока что был «Томск». В первом туре он выиграл со счетом 5:1, а во втором получил команду, которая проиграла первый матч 0,5:5,5! После третьего тура проходишь по игровому залу и видишь, что многие матчи закончились со счетом 6:0, 5:1 и т.д. В чем тут заключается «accelerated», понять очень сложно.

Сейчас, когда турнир перевалил за экватор, без потерь идут две команды – «Санкт-Петербург» и «Томск». Рейтинг-фаворит «Сокар», проиграв в первом туре «Ашдоду», трижды подряд встретился с любителями и выиграл два раза 6:0 и один 5,5:0,5. При этом система дополнительных показателей такая, что выигрывать 6:0, вроде бы, невыгодно, потому что твой коэффициент зависит от количества очков, набранных соперником, а умножать на ноль невыгодно. В связи с этим, думаю, нас ждет еще немало сюрпризов.

Почти все фавориты сохраняют пока шансы на первое место, поскольку одно поражение еще ничего не портит. Очень ярким получился матч третьего тура «Ашдод» – «Томск», где было пять результативных партий. В итоге всё решилось на первой доске, где Руслан Пономарев сумел выиграть у Василия Иванчука. Вадим Звягинцев, как всегда, прекрасно играет за Питер; может быть, ему пора уже стать почетным гражданином этого города! В матче четвертого тура его победа над Игорем Лысым принесла победу Питеру над саратовским «Экономистом». Александр Морозевич мог спасти свою команду от поражения, но в партии с Никитой Витюговым не нашел этюдного выигрыша (см. Позицию дня).

Игровой зал

"Томск-400" в первом туре обыграл команду из Цюриха со счетом 5:1

Матч "Сокар" - "Ашдод" завершился поражением рейтинг-фаворита

В первом туре саратовский клуб разгромил "Обиеттиве"

Ключевой поединок четвертого тура "Экономист-СГСЭУ" - "СПбШФ" завершился победой петербуржцев

Дмитрий Андрейкин и Ян Непомнящий ("Экономист-СГСЭУ")

У женщин тон задает клуб из Монако, этакий женский аналог «Сокара». По большому счету, составить конкуренцию этому суперклубу могли только «ШСМ - Наше Наследие» и «АВС». Уже в первом туре состоялся стыковой матч: команда «Монте-Карло» выиграла у «ШСМ - Наше Наследие», несмотря на победу Александры Костенюк над чемпионкой мира Хоу Ифань. Непонятно, что случилось с «АВС», но этот сильный клуб выступает крайне неудачно – три матча из четырех проиграл и сделал одну ничью. За первое место с Монако может побороться только «Югра», где шахматистки не самые именитые, но молодые и амбициозные.

В первом туре "ШСМ - Наше наследие" уступил суперклубу из Монако

"АВС" проиграл "Югре"

Матч четвертого тура "ШСМ - Наше наследие" - "Ришон Ле-Цион" завершился крупной победой москвичек

"Мика" нанесла поражение "АВС"

Алина Кашлинская ("ШСМ - Наше наследие")

Как я уже говорил, вся инфраструктура в Эйлате предназначена для отдыха. Организаторы во главе с президентом Израильской шахматной федерации Моше Славом очень стараются, но они стали своего рода «площадкой для экспериментов». Например, компания DGT, которая изготавливает электронные доски, хотела в Эйлате опробовать, как работают беспроводные доски. Результаты этого эксперимента все видели – оказалась сорвана трансляция первого тура. Но потом потихонечку удалось всё наладить. Для обеспечения видеотрансляции нужен был качественный интернет, но оказалось, что такого в Эйлате просто нет. Но тоже удалось как-то решить эту проблему, подключившись к сети отеля.

Израильтяне – народ спокойный. Когда я бегал, суетился и кричал, что срывается видеотрансляция, дайте же интернет!, то мне отвечали: "Да ладно, не волнуйся, к 4-му туру всё наладится". Помимо всего прочего, ровно за день до старта закончились общенациональные праздники, продолжавшиеся больше двух недель. Если сравнивать с Россией, то представьте себе, что какое-нибудь серьезное соревнование начинается у нас 14 января. 13 января все с большим трудом вышли на работу, а 14-го стартует, условно говоря, командный чемпионат России.

Понятно, что шахматный турнир привлекает немало русскоязычных израильтян, особенно пенсионеров. Они приходят на тур, наблюдают за игрой гроссмейстеров, разбирают партии и выглядят абсолютно счастливыми. Израильская шахматная федерация надеется использовать это соревнование для создания в стране шахматной инфраструктуры. Закуплена куча шахматных столов и досок – того, чего в стране просто не было. Во время матча Ананд – Гельфанд, вокруг которого была в стране большая суета, федерация получила от правительства грант на создание шахматных клубов. После окончания Еврокубка шахматный инвентарь будет распределен по новым клубам. 

С вами был Марк Глуховский


Командный чемпионат азиатских городов