7 ноября 2006

Тур первый: первые жертвы

В стартовом туре Мемориала Таля три партии из пяти завершились результативно. Правда, самое красочное полотно зрители могли наблюдать в ничейной встрече Алексея Широва с Шахрияром Мамедьяровым. Как это часто случается в наше компьютерное время, головокружительный вариант весь, целиком, стоял у одного из соперников дома. Творил за доской лишь Алексей Широв, который столкнулся с далекой (28-й ход) новинкой соперника. Попытки Широва вывести игру за границы изведанного успеха не имели. Отказавшись от нескольких ничейных продолжений, Алексей все же вынужден был пройти по тропе, намеченной партнером в комфортных домашних условиях.

Один творит, другой знает

На вопрос нашего корреспондента, не обидно ли ему, что сегодня не удалось поиграть в шахматы, Широв ответил, что нет. В отличие от соперника, Алексею пришлось принимать решения за доской, так что для него шахмат было вполне достаточно.
Вторая ничья тура ничем особенно не запомнилась. То, что Петр был не очень доволен своей позиций, стало заметно свидетелем редкого эпизода: деликатный россиянин неожиданно сделал замечание разболтавшимся зрителям. Правда, его соперник также не выглядел очень счастливым. После партии Леко подтвердил наблюдения нашего корреспондента: похоже, позиция не очень нравилась обоим соперникам, так что ничья стала закономерным итогом. Свидлер пытался уклониться от продолжения, случившегося в его же партии с Леко в Сент-Луисе, но, по словам Петра, новый ход слабее апробированного продолжения. Которое, впрочем, также приводит к ничьей. Гроссмейстеры довольны ничейным результатом

Пол-очка, набранные Свидлером, оказались единственными в копилке российских участников турнира. Руслан Пономарев белыми одолел своего ровесника Александра Грищука. Не скрывающий своей радости Руслан быстро покинул сцену – готовится к будущим сражениям. Похоже, украинский юноша продолжает набирать форму. Во всяком случае, реализация лучшего эндшпиля внешне далась ему легко и непринужденно, как в самые лучшие времена.

Пономарев умело "дожал" соперника

Неторопливое течение этой партии резко контрастировало с увлекательной схваткой между Левоном Ароняном и Александром Морозевичем. Два игрока "с сумасшедшинкой" не могли разойтись миром. О ходе партии нам рассказал победитель.

Левон Аронян вызывает огонь на себя

Левон, как сложилась для вас сегодняшняя партия?
Столкнувшись с неожиданностью – 2…е6, – я опешил и не сделал тех ходов, которые считаются теоретическими. Уклонился от принципиального ответа на принятый ферзевый – 4.е4. Я затрудняюсь объяснить ход 5.а4 какими-то логическими причинами… Потом сижу во время партии, смотрю – а получить те позиции, которые я играю, не получается. Потом я «попросил» Александра поиграть на перехват ходом 11.b3. Мне казалось, что резкая игра с его стороны не может привести к хорошей позиции, но я, конечно, ошибался. Позиция получилась примерно равной, хотя чёрными её играть было удобнее. Ну а потом Александр стал играть слишком рискованно, и это не довело его до добра…Когда вы поняли, что выигрываете партию?
Когда пошёл 29.f3. Какие ощущения принесла стартовая победа?
Все мои друзья уже смеются надо мной, говорят, эту победу надо воспринимать как сенсацию – я ведь не выигрывал с Олимпиады. Вкус победы – это приятное ощущение.Есть ли в Мемориале Таля участники, которым гарантирован финиш в «плюсе» – или в «минусе»?
Нет, и для меня это в новинку – в таком ровном турнире я играю впервые. Можно ли при таком ровном составе построить какую-либо турнирную стратегию?
Я, честно говоря, не думаю, что кто-то строит турнирную стратегию. Разве что на последний тур? Я никогда ничего не планирую, просто играю.Что вы вкладываете в понятие «талевские шахматы»?
Наверное, это очень красивые, романтические шахматы. Сейчас в них, правда, не поиграешь… Хотя у Широва много партий, которые соответствуют этому определению.Какие из результатов первого тура можно назвать неожиданными?
Думаю, на этом турнире неожиданностей не будет. Что неожиданного в том, что один сильный шахматист выигрывает у другого? Партии ведь без ошибок невозможны.С одной стороны, состав действительно очень ровный, с другой – собраны творческие и боевые шахматисты. Насколько высокой окажется результативность?
Этого никогда не угадаешь. Надеюсь, здесь обстановка будет боевая.Можете ли вы по первой партии оценить свою игровую форму?
Я вообще не согласен с концепцией формы. Случайно тебя не обыграли, ты доволен, и кажется, что готов отлично. Конечно, бывает, что у тебя голова чем-то забита, и ты не можешь играть, но если нет объективных причин, колебаний в игре быть не должно. Что такое форма в любом виде спорта? У тебя нет травм, ты готов к борьбе, ты работаешь. Точно так же и в шахматах.
Старейший, как это ни парадоксально, участник турнира Борис Гельфанд преподал хороший урок пятнадцатилетнему дебютанту супертурниров Магнусу Карслену.

Борис Гельфанд – строгий экзаменатор

Своими впечатлениями после партии Борис любезно поделился с читателями нашего сайта. Борис, со стороны показалось, что победа досталась вам относительно легко?
Да, партия получилось не очень сложной. Когда к 15-му ходу чёрными получаешь перевес…Вы удивили соперника в дебюте?
Нет, у него уже были такие партии, в частности, с тренером Нильсеном, и в ней белые ничего не получили по дебюту, поэтому Магнус решил удивить меня ходом Bf1, смысл которого я не совсем понял. В принятом ферзевом, по-моему, есть аналогичный вариант, но в нём у белых на темп больше… В получившейся позиции у меня был большой перевес, который удалось реализовать.Как вы думаете, тот факт, что участники играют в Мемориале Таля, как-то скажется на творческой стороне?
Честно говоря, не думаю, что кто-то вспоминает об этом за доской. Всё-таки мы стараемся играть по позиции. Как говорится, если в позиции есть сильнейший ход, его сделает и Таль, и Петросян… А остаётся ли место для проявления индивидуальности в современных шахматах?
Да, сейчас многие молодые шахматисты подпали под влияние компьютерного стиля, который можно назвать «анти-Таль» и «анти-Петросян». Очень хорошая короткая тактика, не слишком глубокое понимание, упорство в защите, боязнь жертвовать материал… Но это не касается наиболее ярких представителей нового поколения – Карякина, Карлсена: всё-таки сильнейшие шахматисты находят баланс между собственным пониманием игры и компьютерным влиянием. Мы по-прежнему играем каждый в своём стиле.Ставили ли вы перед турниром какие-то спортивные задачи?
Какие тут можно ставить задачи, когда турнир настолько ровный?! Нужно каждый день приходить и делать свою работу, а результат во многом будет зависеть от спортивной формы каждого из участников.
Марк Глуховский, Михаил Савинов.