Персона Дня   -  28 ИЮЛЯ 2023

МАРСЕЛЬ ДЮШАН

МАРСЕЛЬ ДЮШАН

Марсель Дюшан – знаменитый французский художник, который благодаря оригинальности своих идей считается одной из знаковых фигур в искусстве XX века. Его творчество оказало влияние на формирование таких направлений, как поп-арт, минимализм, концептуальное искусство. Марсель Дюшан стоял у истоков сюрреализма и дадаизма, и после переезда в США оставался влиятельнейшей фигурой американской художественной сцены и международного авангарда, объектом самых разноречивых искусствоведческих интерпретаций. Снимался в нескольких фильмах, наиболее известный из них – «Антракт» (1924) Рене Клера.


 

Однако помимо искусства у Дюшана была еще одна страсть – игра в шахматы. В 1918 году тридцатилетний Марсель отдыхал в Буэнос-Айресе и познакомился с правилами игры, упражняясь с местными клубными игроками. Дюшан собственноручно вырезал из дерева комплект шахмат, которым играл до конца жизни, однако коней сделать не смог, и в этом ему помог известный аргентинский мастер. Чуть позже актер и художник по собственной инициативе даже провел в сценарий очередного фильма сцену, где он играет в шахматы, и продолжил прогрессировать в сражениях на 64 клетках.

В 1924 году Дюшан принимает участие в крупном парижском турнире, и ему удается отобраться в финал «Б», где он показывает достойный результат. Марсель сражается в нескольких французских чемпионатах, по итогам которых его включают в состав сборной на Олимпиаду 1928 года. В матче с Латвией новичок команды обыгрывает Владимира Петрова – впоследствии одного из лучших шахматистов Европы. В парижском турнире 1929 года Дюшан выступил неудачно, но обыграл мастера Джорджа Колтановского и сыграл вничью с Верой Менчик.

В Ницце-1930 Марсель Дюшан уже занял место в середине турнирной таблицы и удостоился добрых слов победителя турнира Савелия Тартаковера. Тем не менее, член олимпийской команды Франции отчетливо понимал, что грандиозных успехов в шахматах ему не достичь, а выступления отвлекают от основной работы, приносящей большие доходы. Дюшан продолжил с азартом сражаться по переписке, редактировал шахматные колонки в газетах, но в дальнейшем играл исключительно за свою страну на Турнирах Наций.

«Все шахматисты – художники, а все художники – в некотором роде шахматисты. Но шахматы намного чище в своей социальной позиции, нежели искусство, они не так пропитаны коммерцией!» (Марсель Дюшан).

После Второй мировой войны Дюшан переехал в США и принял американское гражданство. В очных турнирах он больше не выступал, но шахматы так или иначе присутствовали во всех его художественных проектах. Постоянным партнером Марселя Дюшана выступал известный композитор Джон Кейдж. Большую популярность получил снимок уже немолодого классика дадаизма, который играл в шахматы с полностью обнаженной моделью Евой Бабиц. 


Ева Бабиц и Марсель Дюшан

Дюшан внимательно следил за творчеством юного Бобби Фишера и часто рассказывал в своих публикациях об успехах лучшего американского игрока. Умер автор одной самых известных работ ХХ века «Фонтан» 2 октября 1968 года во время визита во Францию.