Персона Дня - 14 ДЕКАБРЯ 2023
ГАЛИНА САТОНИНА
Галина Ивановна Сатонина родилась 14 декабря 1905 года. После окончания школы Галина училась в художественном училище, с 1930 по 1932 год работала художником и чертежником на крупнейшей стройке Казани «Казмашстрой», а после – художником на Казанской швейной фабрике (1933-1941). В годы Великой Отечественной войны Сатонина трудилась на оборонном предприятии.
Галину научил играть в шахматы брат Константин, а выступать в соревнованиях она стала поздно, с 1936 года, когда ей уже было за тридцать. Играя в мужских турнирах, художница быстро прошла путь от четвертого до первого разряда. До войны дважды становилась чемпионкой Казани среди женщин, в послевоенные годы – еще трижды. В 1946 году впервые завоевала звание чемпионки Татарии и с тех пор двенадцать раз повторяла этот успех. Сатонина четыре раза отбиралась в финалы чемпионатов РСФСР.
Судьба у первого учителя Галины Константина Сатонина оказалось трагической. Профессор Казанского университета был арестован в 1938 году как враг народа. Выйдя на волю уже после смерти Сталина, Сатонин смертельно болел туберкулезом…
Галина Сатонина возглавляла квалификационную комиссию Татарской республики, судила соревнования и в 1957 году стала арбитром республиканской категории. С 1946 по 1961 годы Сатонина работала тренером ДСО «Спартак», вела шахматную работу в производственных коллективах. Выйдя в 1961 году на пенсию, Галина Ивановна продолжала работать в шахматной федерации Татарии и популяризировать шахматы.
Всесоюзная популярность пришла к ней в 1964-м, когда Сатонина начала писать картины на шахматные темы. Ее выставки демонстрировались в Москве, Ленинграде, Киеве, Воронеже, Саратове, Краснодаре. Репродукции с картин чемпионки Казани публиковались во многих журналах, в том числе зарубежных: кубинских, немецких, польских, чехословацких и югославских.
Ныне многие работы Галины Сатониной украшают ЦСДЮСШОР имени Рашида Нежметдинова в Казани, клуб имени Тиграна Петросяна в Москве, некоторые экземпляры находятся в музеях Владимира Высоцкого, Веры Инбер, частных коллекциях. Нашлось место ее композициям в музее Домбровского и в собрании Ежи Кежицкого (автора известной книги «С шахматами через века и страны»).
Сатонина была поклонницей Маяковского и считала себя авангардисткой. Ее учителями в юности стали известный художник Константин Чеботарев и его супруга. Галина Сатонина одна из немногих в СССР работала в так называемой технике «набрызга». Она создавала рисунок, затем по нему вырезала трафарет, разводила нужную краску, набирала ее на зубную щетку и изящным жестом «об нож» стряхивала на трафарет. Затем трафарет сдвигался и накладывался другой слой краски. В итоге получалась многоцветная композиция.
Крупнейшая выставка работ Галины Сатониной демонстрировалась в московском Театре эстрады на матче Петросян – Спасский. Основными темами работы были взаимоотношения фигур: борьба четырех коней, спертый мат, проходная пешка, вилка и другие. Одна из лучших картин посвящена знаменитой партии Полугаевский – Нежметдинов и передает восприятие поединка этими шахматистами в момент жертвы черного ферзя. После матча Сатонина начала работать над серией экслибрисов чемпионов мира.