Персона Дня   -  30 АПРЕЛЯ 2023

ДЬЮЛА БРЕЙЕР

ДЬЮЛА БРЕЙЕР

Венгерский шахматист Дьюла Брейер прожил очень короткую, но яркую жизнь. Он познакомился с шахматами, лишь поступив в университет, а уже через несколько лет стал считаться одним из лучших игроков Венгрии. Его старт в международном турнире оказался ужасен – в Будапеште-1911 Дьюла проиграл мастерам все девять партий. Но вскоре Брейер совершил настоящий прорыв, и в Темесваре-1912 занял чистое первое место, сражаясь все с теми же соперниками, что и за год до этого: Рети, Асталошем, Стерком, Стейнером... Первая встреча Брейера за доской с Эмануилом Ласкером закончилась разгромом второго чемпиона мира. Ближайшие несколько лет все турниры сильнейших венгерских мастеров того периода заканчиваются победами талантливого новичка.

Брейер попадает в шахматную элиту и встречается за доской с Рубинштейном, Алехиным, Боголюбовым и другими ведущими шахматистами. На супертурнире в Бадене (1914) он занимает чистое 4-е место. Увы, в этот момент в Европе началась Первая мировая война, и Австро-Венгрия повела боевые действия против Российской империи. Дьюла не попал на Восточный фронт из-за плохого зрения, но тяготы войны негативно отразились на его здоровье.

Сразу после войны Брейер прекрасно выступил в нескольких турнирах: победил в Берлине-1920 (позади него остались Тартаковер, Боголюбов, Рети, Мароци, Тарраш и другие известные шахматисты), затем в Вене-1921 стал вторым после Макса Ейве. Более того, в том же 1921 году Брейер установил новый мировой рекорд, успешно выиграв сеанс вслепую на 25 досках.

Увы, продолжения не последовало: вскоре в Братиславе Дьюла умер от сердечного приступа. Был похоронен в Чехословакии, и лишь в конце XX века его родственники смогли добиться того, чтобы прах Брейера был эксгумирован и перезахоронен на родине.

«Новый Стейниц слишком рано вырван из нашего круга!» – писал о Брейере его друг Рихард Рети. Шахматное творчество Брейера, отличавшееся оригинальностью стратегических и тактических идей, ценилось современниками гораздо выше его спортивных результатов. Брейер выступал против канонизации классического наследия и разработал ряд дебютных схем, популярных и в наше время: например, вариант испанской партии, носящий его имя.

Считается одним из классиков гипермодернизма, активно популяризировавших новые дебюты, связанные с фигурным давлением на центр противника. В ту пору в супертурнирах главным дебютом на 1.d4 считался классический ферзевый гамбит, и именно публикации Брейера в шахматном журнале «Szellemi Sport» подняли популярность славянской защиты, которая позднее стала ареной битв Алехина, Эйве и Ботвинника.