28 июля 2020

Александр Бах: Филатов привнес новое в шахматы

Вторая часть интервью известного организатора

На сайте Papinchess.ru опубликована вторая часть беседы известного шахматного организатора, арбитра Александра Баха с гроссмейстером Василием Папиным. 

В 2005 году, после того как Веселин Топалов выиграл чемпионат мира ФИДЕ в Сан-Луисе, в своей статье «Великий комбинатор» Владимир Барский не исключил возможность использования Топаловым компьютерных подсказок во время этого чемпионата. 

В Сан-Луисе я не был. Спрашивали об этом многих шахматистов. Бескомпромиссный Морозевич на 100% был убеждён, что подсказки были. Предельно осторожный Свидлер, помню, сказал: может быть да, а может быть и нет. В общем, разговоры на эту тему действительно были, а ведь дыма без огня не бывает. 

И то, что в 2006 году в Элисте во время объединительного чемпионского матча Крамник – Топалов Данаилов устроил «туалетный» скандал, то это, скорее всего, было вызвано его желанием как-то реабилитировать Сан-Луис. Мол, «у вас самих» рыльце в пушку. На самом же деле, это совершеннейшая глупость. Никаких приборов, подсказок в Элисте не было. Это совершенно очевидно. Могу добавить, что Крамник во время игры потребляет большое количество жидкости, и только физиологические особенности, а не какие-либо другие причины, заставляют его наведываться в туалет чаще, чем это делают другие люди. И что в этом такого? 

В организации и проведении элистинского матча РШФ принимала участие?

Конечно, принимала, и участие это было огромное. По поручению Александра Жукова я летал в Элисту, причём летал вместе с менеджером Крамника Карстеном Хензелем. 

А менеджер Топалова Сильвио Данаилов, на ваш взгляд, эффективный менеджер?

Понимаете, менеджер объективным быть не может. Менеджер должен работать исключительно на своего подопечного, он не может стоять над толпой, поэтому он и менеджер. Если бы Данаилов был плохим менеджером, то его сотрудничество с Топаловым не длилось бы столь длительное время. Конечно, Сильвио для Веселина очень много делал, делает и, вероятно, будет ещё делать. Но это совсем не означает, что в тот период времени он был высокопорядочным человеком, устроив скандал ради скандала, с целью помешать концентрации Крамника и выбить его из колеи, ведь Веселин проигрывал Владимиру два очка – самое время устроить скандал.

Цель оправдывает средства. А раз так, то для её достижения, так, наверное, считал Сильвио, все средства хороши, включая всевозможные скандалы. Были даже опубликованы видеозаписи из комнат отдыха участников матча. Перед скандалом счёт был 3-1 в пользу Крамника. А после скандала счёт стал 3-2 (Крамнику было засчитано поражение в 5-й партии), затем счёт сравнялся, и по ходу матча Веселин даже вышел вперёд. Но хорошо, что участие в «реалити-шоу», по определению Крамника, на которое он не давал согласие, для него хорошо закончилось. А то, что на сердце у него рана, так время лучший лекарь.

И всё-таки я считаю, что Крамник был не прав, не выйдя на пятую партию. 

Восстановить справедливость гораздо сложнее, чем её попрать. И с этим Вам неоднократно приходилось сталкиваться, отстаивая и защищая законность не только на самом высоком уровне, но и на первом этаже ЦДШ, где одно время находился совершенно невообразимый ресторан «Шатрандж», которому покровительствовал Вячеслав Береснев, в то время возглавлявший федерацию шахмат г. Москвы.

Что вы имеете в виду под словом «невообразимый»?

Безобразный.

Безобразный. Вот это правильно. Более того, Береснев был ещё и первым вице-президентом Российской шахматной федерации. Ресторан «Шатрандж» был его креатурой. И мне с этим, действительно, пришлось бороться. Помимо ресторана они ещё держали рекламу, и при этом какой-то манекен женщины от ресторана всё время стоял на входе. Я прекрасно понимал, что в любой момент может прийти налоговая служба или просто административная инспекция, и попросят показать договор аренды. А у меня его не было, просто потому, что его не было в природе. Какие после этого последовали бы санкции, объяснять не надо.

Если нет договора аренды, значит, не надо и платить. И они ничего не платили?

Ни копейки. Единственное, что было, это когда у нас игрался матч Россия - Китай, они кормили игроков. Но кормили так, что игроки после этого бегали есть в другое место. Но в результате серьёзной борьбы с ними мне, в конце концов, удалось их выгнать. 

В конце 2009 года Дмитрий Медведев, будучи президентом России, заявил, что государственным чиновникам «хватит штаны просиживать» и занимать места в спортивных федерациях. В этой связи Александр Жуков был вынужден покинуть пост президента РШФ, а во главе федерации встал Аркадий Дворкович - помощник президента России, тоже государственный чиновник высокого ранга. Как Вам это удалось?

Просто мы сделали по-другому. Дворкович стал председателем Наблюдательного совета РШФ, а не президентом федерации. Я вообще убрал такую должность, как президент, а восстановил её в РШФ уже Андрей Филатов. И вместо исполнительной дирекции создали Правление федерации, председателем которого я и стал.

И Аркадий Дворкович стал председателем Наблюдательного совета, а Александр Жуков стал его заместителем.

Ну, это Дворкович просил Жукова. И они договорились. Я на это не влиял. Может, я на что-то и влиял, но не в этом вопросе.

До прихода Аркадия Дворковича в РШФ Вы были с ним знакомы? И какую роль в РШФ он играл при президентстве Жукова?

Тут надо начать с другого. Когда я пришёл в РШФ на должность исполнительного директора, я пригласил отца Дворковича, Владимира Яковлевича, который в то время был безработным, на должность председателя судейской коллегии РШФ, и давал ему судить огромное количество турниров, чтобы он мог что-то заработать. Я очень внимательно и с пониманием относился к Владимиру Яковлевичу. В 2004 году он был главным судьёй Высшей лиги в Санкт-Петербурге. Там его обокрали, а я половину денег, украденных у него ворами, компенсировал ему из своих личных сбережений.

Тогда я не был знаком с Аркадием, знал только жену Владимира Яковлевича Галину Львовну. Кстати, я с большим уважением отношусь к Галине Львовне – она много хорошего делает для шахмат как в «Гостиной им. В.Я. Дворковича», так и как председатель ветеранской комиссии ФШР. Также много полезного она сделала для развития шахмат в Таганроге – родине Владимира Яковлевича.

С Аркадием мы познакомились, когда Владимир Яковлевич уже был, к сожалению, смертельно болен. И буквально за несколько дней до его смерти мы собрались в квартире у Владимира Яковлевича, и был такой прощальный ужин. Там и произошло наше личное знакомство. 

В РШФ Аркадий Владимирович играл очень важную роль, в связи с тем, что Жукову одному было сложно «тянуть» федерацию в финансовом отношении. И поскольку в этот момент мы с Александром Дмитриевичем пришли к выводу, что надо проводить супертурниры «Мемориалы Таля», то мы подключили к этому процессу Аркадия Владимировича.

И он сыграл большую роль в организации этих турниров, как в поиске спонсоров, так и в организации игрового помещения в ГУМе. Я считаю, что круговые турниры в ГУМе - это лучшие турниры такого ранга в мире, которые я видел. Всё было прекрасно организовано как для участников, так и для зрителей. И я очень благодарен Дворковичу за это. Ведь эти турниры - очень серьёзная веха в моей шахматной биографии. 

Помимо «Мемориалов Таля», в ГУМе проходили и чемпионаты мира по блицу. Я прекрасно помню зрительский ажиотаж вокруг оригинально расставленных столов со специальным освещением для участников чемпионата.

Да. Кстати, со столами идея была Андрея Владимировича и Натальи Ивановны Шустаевых. Вообще, их роль была огромна и в «Мемориалах Таля», и в турнирах Аэрофлота, и, разумеется, в работе РШФ и АШФ. Я им очень признателен.

Полный текст интервью

Командный чемпионат азиатских городов