8 августа 2011

Александр Галкин: Донские чиновники улыбаются лишь тогда, когда приезжают Дворкович или Левитов

Корреспондент сайта chess-news.ru Елена Климец взяла интервью у Александра Галкина,сенсационно выступившего на высшей лиге  в Таганроге.

Е.КЛИМЕЦ: . Александр, ваше попадание в Суперфинал оказалось едва ли не самой большой неожиданностью, потому что в последнее время в различных турнирах вы не очень, скажем так, активно участвовали. И поэтому первый вопрос такой: как вы оцениваете свою готовность к старту, например, по десятибалльной шкале?

А.ГАЛКИН: Не знаю. Я никак не оценивал свою готовность к Высшей лиге, примерно также я никак не оцениваю свою готовность к Суперфиналу. Вы правильно заметили, что в последнее время я не так часто играю – на самом деле, два-три раза в год. Я веду достаточно разностороннюю жизнь: являюсь членом бюро одной из парламентских региональных партий. Кроме этого, я являюсь членом территориально-избирательной комиссии – это комиссии, которые проводят самые значимые выборы в Госдуму, дальше – выборы президента России, которые скоро будут. Также являюсь членом Молодежного парламента при законодательном Собрании Ростовской области. Кроме этого, можно сказать, что мы с вами коллеги: я, правда, практически не пишу шахматных материалов, но при этом достаточно активно пишу социально-политические статьи. Кроме того, я достаточно известный – по крайней мере, у нас в регионе: я делал доклад, аналитическую статью на имя… Год назад у нас пришел новый губернатор региона, Голубев, – вот на его имя доклад по антикоррупционной составляющей. То есть я вносил целый ряд предложений. Я не знаю, как к этому отнесся непосредственно сам Голубев, но я знаю, что многие чиновники отнеслись к нему плохо. Но сам факт того, что данный доклад цитировался Интерфаксом в антикоррупционной статье по нашему региону… Он вызвал определенный резонанс, чего я и добивался. То есть я веду достаточно активную жизнь, в общем. Это не значит, что я полностью отошел от шахмат, мне по-прежнему они интересны. Единственная проблема в том, что такая достаточно насыщенная общественная жизнь, она не очень оставляет времени для других занятий.

Е.КЛИМЕЦ: Вы в некотором смысле определили мой следующий вопрос. Я знаю, что в 1999 году вы были чемпионом мира среди юниоров и обошли достаточно большое количество шахматистов, которые на данном этапе входят в элиту. А потом, как-то поиграв активно несколько лет, вы практически пропали, то есть три-четыре турнира в год. Причиной, видимо является то, что вы сменили сферу деятельности?

А.ГАЛКИН: Не совсем. Скажем так, мне помогли сменить эту сферу деятельности. Проблема в том, что в тот момент, когда я стал чемпионом мира, были обещания того, что для дальнейшего моего развития региональные власти – еще в лице команды предыдущего губернатора – сделают определенные направления. Это не только финансовые ресурсы. Мне обещали на самом высоком уровне решение моих жилищных проблем. Но, к сожалению, воровали там большими количествами, и помощи так и не поступило. А после того, как я начал активную общественную деятельность, особенно в направлении коррупции, мне по возможности вообще сократили финансирование. Поэтому я не могу сказать, что от большого желания играю всего четыре турнира в год. Хотя, стоит отметить, что никогда донские шахматисты такого уровня не достигали, никто никуда не выходил, наше региональное Министерство спорта сказало, что шахматы – не олимпийский вид спорта, и мы не можем с вами командировать какого-то тренера, нет. Ну, шахматы и шахматы. Вот когда приезжает Дворкович или там Левитов – наши власти улыбаются. Когда приезжает большая власть из Москвы – они улыбаются. А когда мы сталкивается непосредственно по работе внутренней – шахматы сразу становятся не олимпийским видом спорта, и им на самом деле неинтересно. Хотя у нас есть, допустим, футбольный клуб «Ростов» - они вот вчера выиграли, а до этого просто были в самом конце – там сотни миллионов рублей были выделены. И это именно региональные деньги были выделены. А вот непосредственно на благие дела – в общем-то, нет. То есть я бы и не связывал, что, вот, у меня какие-то… Просто так получилось, что я – достаточно разносторонний человек.

Е.КЛИМЕЦ: То есть можно сказать, что вы отошли от шахмат из-за недостатка финансирования со стороны региона?

А.ГАЛКИН: Да. И в дальнейшем… На данный момент я женат, и ребенок маленький растет. И кусок хлеба – он тоже нелишний. Поэтому я активно работаю в избирательных компаниях. Ни на что не жалуюсь. Как получилось, так получилось. Вот. Ну, и еще в феврале месяце у нас организовалась шахматная Федерация Ростовской области, и сейчас она достаточно на слуху, потому что она много мероприятий проводит. Я вице-президент Федерации, и сразу же после выборов общим собранием руководящих органов в Президиум меня избрали исполнительным директором. А у исполнительного директора столько работы! Учитывая, что предыдущая Федерация оставила после себя просто пустыню выжженную. Я, если честно, до последнего не был уверен, что я вообще в Высшей лиге буду играть. Вот только пятого числа я подал в отставку с поста исполнительного директора, и появилось время. А до этого было совершенно неясно, потому что именно я бы занимался непосредственно Таганрогом. И все мероприятия, которые мы проводили – и по быстрым шахматам, и Кубок Губернатора был – огромные мероприятия были, и весь документооборот, все положения турниров – мы проводили и детские соревнования, - все лежало на мне. Поэтому так получилось, что я сыграл, так получилось, что я вышел. Сложно сказать.

Е.КЛИМЕЦ: Но судя по тому, что вы каждый год играли в Высшей лиге чемпионата России, у вас была такая цель – попасть в Суперфинал?

А.ГАЛКИН: В принципе, да. Но я играл в чемпионатах мира, в Кубке мира в финале, и мне не хватало Суперфинала. Я в нем еще не играл, и вот вышел.

Е.КЛИМЕЦ: Кстати, раскройте секрет. Несмотря на то, что отметка в 2700 вам еще не покорялась, тем не менее, вы уже сыграли в нескольких чемпионатах - один раз это называлось чемпионат мира, другой раз уже кубок мира, - становились чемпионом среди юниоров, попали в Суперфинал. Как вам удается собраться на такие серьезные турниры?

А.ГАЛКИН: Честное слово, я бы вам ответил, но…

Е.КЛИМЕЦ: …но я не знаю, да?

А.ГАЛКИН: Но у меня нет ответа на этот вопрос.

Е.КЛИМЕЦ: Понятно. Значит, ваша основная деятельность – Ростовская федерация шахмат?

А.ГАЛКИН: Сейчас уже не совсем. Я уже сказал, что пятого июня подал в отставку, ушел с поста исполнительного директора – там есть проблемы, с которыми я мириться не намерен. Проблемы там в управлении. То есть несмотря на то, что президиум хочет, чтобы я остался, мне уже это неинтересно. На данный момент я готовлюсь к осенним выборам. Скоро начнется профессиональная работа по формированию списков, по проверке списков, непосредственная работа с людьми. Это очень серьезная, кропотливая работа. Несмотря на то, что в нашей стране мало кто верит в честные выборы, я ни один, ни два, ни три раза работал на участках в разных рангах. То есть я и урны закрывал, и людей к суду привлекали за фальсификацию. Действительно, редко видишь честные выборы, но при этом раз уж мы назвались демократической страной, надо стремиться к тому, чтобы честные выборы состоялись. Хотя, честно скажу, многие не понимают, зачем мы этим занимаемся, потому что финансовых средств практически никаких. При этом тебе постоянно угрожают, допустим, водители трубой по голове дать. Но при этом есть определенные принципы, на которых я стою, и эти принципы мне позволяют называть черное – черное, а белое – белым.

Е.КЛИМЕЦ: В стиле шахматиста: черное – черное, белое – белое. Все отлично. Вот вы коснулись темы Федерации, власти, всяких избирательных вещей. Поэтому хотелось спросить: с приходом Ильи Левитова на пост председателя Российской федерации шахмат почувствовали ли вы это в Ростове? Что-то изменилось?

А.ГАЛКИН: У нас в феврале появился Нестеров, но он как бы поддержан Левитовым, у них какие-то достаточно серьезные отношения, потому что Левитов часто к нам приезжает на все мероприятия. Безусловно, приезд Левитова – а иногда надежда, что приедет и Дворкович – он держит в тонусе местную политическую жизнь, потому что приезд Дворковича – это, прямо скажем, большой политический вес для страны, и они в какой-то степени достаточно лояльны, исключительно к его большой персоне. Они могут и какие-то действия провести. Это связано и с организацией мероприятий, и с выделением средств на данные мероприятия. Что касается непосредственно управления Российской шахматной федерацией, то в силу того, что я сейчас практически не играю – Высшая лига была вот только, иногда финал Кубка, только такие мероприятия, - поэтому у меня просто нет… Я считаю, что не могу дать полноценную оценку его непосредственно руководящей роли в Федерации. Могу только сказать: я вижу, что турниров становится больше. Это приятно. Они там и по блиц-шахматам запускают, и продолжаются турниры по обычным, классическим, шахматам. В принципе, мероприятия проходят, и это, безусловно, хорошо. Я знаю, что по сборной контракты финансовые выполняются. Что касается тех слухов, которые доходят о конфликтах, то, к сожалению, я слухами не питаюсь.

Е.КЛИМЕЦ: Понятно. Еще я хотела вас спросить по поводу команды «Зоопарк», за которую вы играете постоянно, насколько я знаю, на «Шахматной планете».

А.ГАЛКИН: Да-да-да! А вы тоже член «Зоопарка»?

Е.КЛИМЕЦ: Нет, я не член «Зоопарка», но я тоже иногда поигрываю на том ресурсе, поэтому знаю о вашем участии за эту команду. Для вас Интернет-шахматы являются чем-то особенным? Либо это просто развлечение, когда не хватает времени участвовать в физических турнирах?

А.ГАЛКИН: Ну, во-первых, в команде «Зоопарк» очень приятный капитан. Я практически до этого так активно ни за какую команду не играл. И вообще собралась компания, с которой приятно общаться. И, естественно, очень важно, когда играешь в блице, все-таки рассчитывать на то, что команда займет высокое место. А так как у нас собрался достаточно квалифицированный состав, мы все время за тройку боремся. Когда побеждаем, когда нет. И это не то чтобы тешит самолюбие, но для тех людей, которые сейчас мало выступают, как для меня, это, с одной стороны, как бы длинная тренировка, Сейчас команда очень сильная на «Планете». Когда идет заглавная лига – большинство мастеров у нас играет. Поэтому помимо того, что ты там получаешь удовольствие от общения, ты еще играешь с сильным соперником. Ну и плюс ко всему еще и какой-то азарт присутствует. Все-таки победа – она тонизирует. И даже стремление к победе –вдохновляет.

Е.КЛИМЕЦ: Я не совсем спонтанно задала этот вопрос. Дело в том, что в одном из номеров журнала «64» появилась статья, посвященная как раз шахматным кубкам в Интернете. И там автор высказал такую мысль, что, возможно, участие реальных команд в виртуальном пространстве – оно сближает, повышает командный дух, и потом в реальных турнирах команда чувствует себя лучше. Как вы к этой мысли относитесь?

А.ГАЛКИН: Мне кажется, что каждый имеет право на свою точку зрения, но это такой достаточно спорный вопрос. Наверное, все-таки не стоит смешивать реал и виртуал. Может быть, для кого-то это действительно станет каким-то толчком. А для кого-то… Я могу лишь высказать свое личное мнение: для меня это интересно. И я рассматриваю это просто как развлечение и лишнюю возможность пообщаться с приятными собеседниками, хоть и в виртуале. Да просто спросить, как дела.

Е.КЛИМЕЦ: Все-таки, возвращаясь к Суперфиналу: я так понимаю, грандиозной подготовки у вас не было возможности провести?

А.ГАЛКИН: Может, я ее скрываю?

Е.КЛИМЕЦ: Возможно. Вы нам потом расскажете, в конце турнира, договорились? И все-таки, какие цели вы перед собой ставите?

А.ГАЛКИН: Я в последнее время рассматриваю свое участие в таких мероприятиях как шахматный праздник. То есть я приехал на очередной шахматный праздник, и хотел бы по возможности получить удовольствие от процесса. Как бы это двояко ни звучало.

Е.КЛИМЕЦ: То есть турнир довольно серьезный, но вы не чувствуете дискомфорта? Понятно же, что вам будет достаточно сложно в такой позиции.

А.ГАЛКИН: А я, может, стою немножко в другой позиции? Нет, безусловно, я никогда в такой свите не играл – рейтинг выше 2700. Для меня этот турнир, безусловно, грандиозен, но… Сложно сказать. Время покажет.

Е.КЛИМЕЦ: Если вдруг вы грандиозно успешно выступите, это может повлиять на ваши дальнейшие планы? Скажем, Александр Галкин вернется в шахматы!

А.ГАЛКИН: Наверное, я еще не готов к такому шоку. Сделай шаг назад, да?

Е.КЛИМЕЦ: Да.

А.ГАЛКИН: Это мне напоминает, как сейчас, после Высшей лиги, я спускался вниз по лестнице в отеле - уже последний тур закончился. И встретил известного тренера-специалиста. Он мне говорит: «Ну может теперь ты, – вот как вы сейчас задали вопрос, – может, это подтолкнет тебя к тому, чтобы вернуться?».

Е.КЛИМЕЦ: То есть вы не исключаете такой возможности?

А.ГАЛКИН: Шарик – он круглый. Время покажет. От тюрьмы и от сумы не зарекайся. Все может быть.

Е.КЛИМЕЦ: Отлично. Тогда на этой позитивной ноте пожелаем вам творческих успехов и удачи – без нее никак! Мы с вами прощаемся и надеемся на ваш комментарий следующего тура. Спасибо!

А.ГАЛКИН: Спасибо!

Е.КЛИМЕЦ: Это был Александр Галкин.

Между тем, гроссмейстер Галкин между высшей лигой в Таганроге и суперфиналом чемпионата России выступил на командном чемпионате Турции, где сыграл в очень представительном "мини-турнире" на первой доске-ред.
Командный чемпионат азиатских городов