25 августа 2011

Интервью: Валерий Чехов об УОР

Несколько дней назад наш сайт писал об уходе из УОР Сергея Архипова, который проработал там с 2006 года. Теперь в училище на специализации “шахматы” остался только один тренер – гроссмейстер Валерий Чехов.

Анне Буртасовой удалось побеседовать с ним о проблемах спортивного интерната

Сергей Николаевич Архипов рассказал, что уволился из УОРа, но специальность пока не закрыта. Расскажите немного о ситуации.
Ситуация сложилась так, что сначала собирался уходить я, но в результате ушел он, а я остался. Вся проблема только в том, что финансирование действительно было очень плохое. Мы фактически остались без турниров. Дети из малообеспеченных семей, и сыграть в нормальном турнире они не могут. Получалось так, что ребята могут сыграть в полуфинале чемпионата Москвы, финале, первенстве России, и все. Уровень турниров никак не удавалось поднять, и их просто не хватает.
Мы пытались как-то решить эту проблему. Я попытался договориться с РГСУ. А. Костьев – единственный, кто попытался нам помочь. Идея была в том, чтобы ребята поступили в РГСУ или пошли в колледж при университете. Все пришло к тому, что надо было встретится с ректором, чтобы получить четкое подтверждение того, что, если мы перейдем, то у нас будет нормальное финансирование. Но, к сожалению, эта встреча не удалась, и я остался в интернате.  
В училище очень неплохие условия в отношении всех основных моментов – есть питание, охрана. К нам очень хорошее отношение – и школа прекрасно относится, и директор. Все вопросы решаются очень оперативно. Кроме того, все очень компактно – учащиеся живут, учатся и тренируются в одном месте, не нужно никуда ездить. Блестящие условия, но просто нет денег. На 13 или 15 видов спорта им дали два с половиной миллиона, просто смешно. Шахматам перепадает около 50.000 в год. Например, у нас было 10 человек, значит, этих денег не хватало даже на один турнир.
Мы пытались найти спонсора, но не получается. Причем нам многого не надо, хватит около полумиллиона. Тогда для детей будет перспектива.
Если бы я тоже ушел, специализация бы развалилась. Но на самом деле директор заинтересован в том, чтобы мы остались. Шахматисты учатся хорошо, и этим прикрывают школу. Если средний балл всех учащихся меньше, скажем, 3.7, то школу могут просто закрыть. А у нас почти все отличники. Зызлова идет на медаль, Сычев – отличник, Елисеев тоже. Поэтому, конечно, директор очень не хочет, чтобы мы уходили. Сейчас все-таки специализация осталась, мы взяли еще двух девочек – сестер Тряпициных. Им 9 лет, но сейчас такая система, что москвичей принимают чуть ли не со второго класса. Правда, без общежития и питания. Кормят, но не целый день – ужина нет.
Специализация осталась, и я надеюсь, что все будет нормально. У нас очень много наработок. Мы с Сергеем Николаевичем не стояли на месте, экспериментировали, пробовали и в результате смогли создать систему обучения. Если добавить практику, то результаты будут гораздо выше. Еще раз повторюсь, что единственная и главная проблема – это финансирование. Этот год будет очень важным для будущего специализации. Если нам удастся решить вопрос финансирования, то специализация будет развиваться и станет одной из лучших в стране. Закрытие же специализации будет большой потерей для шахмат в России. Детские шахматы сейчас, к сожалению, в катастрофическом состоянии и надо искать пути выхода из кризиса.

Фото www.moschess.ru

 


Командный чемпионат азиатских городов