21 сентября 2012

Петр Свидлер: Мне очень нравится процесс игры

Гроссмейстер ответил на вопросы А. Кобеляцкого ("Русский репортер" для сайта chesspro.ru)

О любви к Англии:

– Это как-то само собой сложилось: сначала литература, потом по питерскому каналу прошел целиком сериал про Дживса и Вустера, с которого началась любовь к английскому телевидению, не проходящая до сих пор, наконец, музыкальные пристрастия к музыке конца 1960-х и начала 1970-х годов. Ну и в первую очередь язык – я молчать не люблю, поэтому довольно рано приучил себя общаться и читать по-английски. В доме возникла обширная, хотя и периодически раздаваемая на сторону библиотека: время от времени я поддаюсь на уговоры жены и ее прочищаю. В результате пара полок отправляется членам разных сообществ типа отдам даром. После этого появляется место, куда можно поставить новые книги. Мне очень нравится эта страна, хотя знакомые англичане утверждают, что жить там не так хорошо, как навещать наездами.

О Суперфинале чемпионата России по шахматам:

– На мой взгляд, по организации и условиям для самих шахматистов он становится все лучше и лучше. Правда, не раз менялся его формат. Когда я начинал, игралась "швейцарка", потом пробовали и нокаут проводить, и круговики. Я очень люблю круговые турниры, может быть потому, что играю их не так много, чтобы они мне порядком надоели. Конечно, можно спорить о том, стоит ли ограничивать число участников Суперфинала 8 гроссмейстерами, как это было в прошлом году. Почему не десять-двенадцать? Учитывая, что кто-то попадает в Суперфинал персонально: три призера прошлого года, какие-то люди по рейтингу, то остается крайне мало мест для отбора. То есть для шахматистов второго эшелона, выступающих в очень сильной и ровной Высшей лиге, остается всего, предположим, два места, хотя туда вполне могло бы выходить четыре человека. Это – недостаток, поскольку сокращается ротация, и молодым талантливым шахматистам остается меньше шансов на то, чтобы на подъеме сыграть с самыми сильными мастерами.
Хотя для меня, как постоянного участника чемпионата России, количество соперников тоже важно. Раньше первенства часто проходили зимой – это сейчас их начали по времени немного сдвигать, а в эти месяцы календарь упакован очень жестко. Небольшое количество туров означает, что чемпионат удастся провести на хорошем уровне и в нем выступят те, кого часто приглашают на различные турниры.

О роли компьютера:

– Он постоянно включен, иначе КПД падает, причем не в разы, а на порядки. Конечно, компьютер надо периодически отключать и думать самому, чтобы не забыть, как это делается, но в особо сложных счетных позициях это абсолютно нерационально. Ты находишь какую-то критическую позицию, скармливаешь железяке и дальше ее подталкиваешь. Железяка анализирует очень глубоко и хорошо, но ей необходимо говорить, что смотреть.

Об игре:

– Если игра идет форсированно, то существует масса вариантов, при которых ответ доступен. Я имею в виду не приближение к ответу, а конкретный ответ. Отчасти из-за лености, отчасти от того, что мне очень нравится сам процесс игры, или в силу сложившейся еще в детстве привычки обрывать анализ на оценке «неясно» я нередко откладываю продумывание ситуации на доске на потом. Если стремиться к вершинам, то мой подход несколько любительский. На эту тему даже произошел короткий диалог с Гарри Кимовичем, с которым мы играли в одном турнире. Я получил в своей партии какую-то крайне интересную позицию, задумался, пришел к какому-то выводу, сделал ход и вышел за сцену, где гулял Каспаров. Он посмотрел на меня с какой-то жалостью и сказал: «Ты понимаешь, что у нормальных людей анализ в такой позиции только начинается?!»
Повторюсь, мне очень нравится процесс игры. Поэтому если я убежден, что ситуация на доске неясная и при этом достаточно равная, то меня это вполне устраивает. Я очень легко иду на игровые позиции без перевеса, поскольку считаю, что за доской разобраться с этим и интересно, и возможно.

О мотивации:

– Это основная моя проблема. Сказать, что она сохраняется в неизменности, не могу. Мне очень важно четко себе представлять, что конкретно меня ждет впереди. Но теперь, когда известно, что в марте пройдет турнир претендентов на звание чемпионата мира, появилась какая-то цель. Это будет локальным турниром всей жизни, поскольку в случае неудачи придется вновь выигрывать Кубок мира. Но это не тот турнир, где победу можно предсказать заранее.



Командный чемпионат азиатских городов