17 августа 2021

Ян Непомнящий: "Нужно много и качественно работать"

Большое интервью гроссмейстера "Газете.Ru"

Фото: Владимир Барский
Фото: Владимир Барский


Претендент на звание чемпиона мира Ян Непомнящий дал большое интервью корреспонденту сайта  "Газета.Ru" Д. Жиляеву. Приводим некоторые фрагменты беседы:

- Никогда не жалели, что выбрали именно шахматы, а не какой-то иной вид спорта?

- Знаете, нет. Это все довольно абстрактно. Я не то чтобы суперреалист, но стараюсь не уделять время тому, что могло бы быть. «Если бы да кабы» – это весьма расточительно, мне кажется. Лучше стараться делать то, что хорошо умеешь делать, и совершенствоваться в своей области.

- В Брянске вы ежегодно проводите турнир памяти вашего тренера Валерия Зильберштейна. Что главное для себя вы вынесли из работы с ним? Чему он вас научил, прежде всего?

- В первую очередь, это не какие-то исключительно шахматные догматы, теория, понимание и все прочее. Это, скорее, отношение к игре и процессу совершенствования в целом. Многие предпочитают думать сразу о результате, выстраивают себе график: цели, которые нужно достичь за определенное время. Но ему удалось мне привить такое отношение, что нужно хорошо научиться играть – как бы банально это ни звучало. Мне кажется, это довольно здравый подход – более того, нет того, на чем хочешь остановиться. Известный парадокс: чем больше я знаю, тем меньше я знаю. Так и здесь: чем больше я узнаю об игре, тем лучше я понимаю, что нужно еще учиться и учиться.

- Насколько этот турнир, на ваш взгляд, способствует развитию шахмат в Брянске?

- Думаю, что способствует так же, как и прочие соревнования высокого ранга. Когда люди видят подобные соревнования, создается положительный имидж вида спорта, и с большей вероятностью дети идут в шахматную секцию или выбирают шахматы в виде увлечения. И спустя какое-то количество лет это будет давать результат. Понятно, что не завтра, не через год и не через два. Но, мне кажется, тут довольно похожая ситуация со всеми видами спорта, и шахматы не исключение. В последние годы вообще наблюдается положительная динамика, когда есть возможность посмотреть на сильнейших шахматистов, которые туда приезжают. И молодые, и уже сложившиеся шахматисты принимали участие, и те, кто входит в мировую элиту. На мой взгляд, это должно быть стимулом для развития. И я надеюсь, что если проводятся такие соревнования, то по мере возникновения спроса на шахматных тренеров и школы будет улучшаться инфраструктура. Мне хотелось бы, чтобы это были не частные школы, а система детско-юношеского спорта.

- Уже больше 25 лет ФИДЕ возглавляют российские президенты. Что, на ваш взгляд, изменилось в отношении шахмат в России и в мире, когда Кирсана Илюмжинова сменил Аркадий Дворкович? Насколько сейчас изменения ощутимы?

- Касательно развития шахмат в России, не думаю, что здесь стоит концентрироваться именно на ФИДЕ. Конечно, отрадно, что ФИДЕ возглавляет наш соотечественник. Но, тем не менее, ФИДЕ занимается более глобальными проблемами. И если посмотреть на работу Международной федерации, довольно много положительного сделано. Конечно, сейчас ввиду пандемии какой-то сегмент шахмат, несомненно, находится в упадке. Но я надеюсь, что постепенно будет воссоздана инфраструктура, шахматы оправятся, выйдут на допандемийный уровень и будут расти. А в медийном плане, в отношении призовых фондов и взаимодействия с крупными компаниями все получается вполне неплохо. Что касается развития шахмат в России, то здесь, мне кажется, это больше вопрос к Федерации шахмат России. Но, например, в прошлом году состоялись Суперфиналы, прошли главные российские турниры. В этом году был вышеупомянутый турнир в Брянске, и ФШР принимала активное участие в его организации. Здесь, по идее, я должен бы говорить о том, что знаю изнутри, но сейчас я несколько лишен возможности за этим наблюдать.

- Тогда перейдем к непосредственной причине, почему вы лишены такой возможности. Вы не раз встречались с Магнусом Карлсеном, однажды были его секундантом – в чем видите его сильные и слабые стороны?

- В любом случае, я про это не буду распространяться до окончания матча. Думаю, что есть немалое количество экспертов, которые могут ответить на такие вопросы.


***


- Расскажите, пожалуйста, о вашей подготовке. Как она проходит, где, в каком режиме?

- Есть команда – работаем и над шахматной подготовкой, и над физической, и над психологической. Это большая многоэтапная работа, она состоит из многих моментов, и важно, чтобы мозаика в итоге собралась. В детали я не хочу вдаваться.


***


- Карякин после матча с Карлсеном стал звездой национального масштаба – не только шахматной. Вас это тоже неизбежно ждет – уже сейчас вас приглашают нанести первый удар в игре «Спартака», зовут на эфир к Урганту. После матча, вне зависимости от его исхода, популярность будет еще выше. Морально вы готовы к такой известности и к такому вниманию? Не тяжело ли это?

- Мне на данном этапе это не очень интересно. Как говорят умные люди, проблемы нужно решать по мере их поступления. Сейчас я стараюсь минимально отвлекаться на какие-то, назовем это так, внешние раздражители. Есть план подготовки, и он предполагает, что надо внимательнее и, по возможности, экономнее относиться к энергии и к отведенному до матча времени. Нужно просто много и качественно работать и хорошо сыграть. А все остальное – посмотрим. О популярности я особо не задумываюсь. Думаю, разберемся.

- В рамках подготовки к матчу с Магнусом вы участвовали в ряде турниров, один из них – этап Grand Chess Tour, который прошел в Загребе. Там неожиданно провалился Гарри Каспаров. Удивило ли это вас? И с чем вы связываете такую неудачу?

- Я не сказал бы, что это было неожиданно, но когда это принимает такие формы, что буквально одно-полтора очка за день удается набрать – это, конечно, никуда не годится. Но, с другой стороны, надо понимать, что в шахматы «за доской» он играет, в лучшем случае, раз год, а участвует в турнире – раз в несколько лет. Думаю, это банальная растренированность; у него нет наигранности. Ему противостояли те, кто играют регулярно и почти весь год участвуют в турнирах. Возможно, если бы не было турнирного напряжения, у него был бы совсем другой результат. А так, и напряжение, и самоотдача для них – сыграть с одним из величайших шахматистов в истории. И не так важно, играешь ты в блиц или в быстрые. Мне кажется, на партию с ним все настраивались по-особому.

- Каспаров для вас – кумир?

- Знаете, я не очень люблю слова «кумир», «идол», синонимы тоже не годятся. Мне кажется, нужно учиться, насколько это возможно, у всех. Разумеется, можно восхищаться годами доминирования Гарри Кимовича – со времен его противостояния с Анатолием Карповым и, по сути, до окончания карьеры. Эти 15-20 лет он действительно доминировал в шахматном мире, и это очень внушительный отрезок времени. Наверное, он одним из первых начал эффективно готовиться с использованием компьютерных технологий, создал большой люфт между собой и прочими. Разумеется, все это приумножилось огромной практической силой и отличной физической подготовкой. Его отношение и профессионализм – то, с чего действительно стоит брать пример.


Полный текст интервью
Командный чемпионат азиатских городов