24 октября 2012

Если есть основа, результаты придут

Интервью Ильи Левитова, Юрия Дохояна и Сергея Карякина корреспонденту "Р-Спорт"

Председатель Правления РШФ Илья Левитов и главный тренер мужской сборной России Юрий Дохоян
Председатель Правления РШФ Илья Левитов и главный тренер мужской сборной России Юрий Дохоян
Председатель Правления Российской шахматной федерации Илья Левитов, главный тренер мужской сборной России Юрий Дохоян и гроссмейстер Сергей Карякин ответили на вопросы корреспондента "Р-Спорт".

О подготовке:

Илья Левитов: Классный спортсмен не думает только о качестве партий. Потому что фантастическая игра, заканчивающаяся вторым местом, – это кошмар, страшнее которого для шахматиста не бывает. Он ведь за доской не картину рисует…

Юрий Дохоян: Подготовка направлена на оттачивание дебютных систем. К нам приходят гроссмейстеры…

Илья Левитов: …которых учить играть в шахматы уже поздно.

Юрий Дохоян: Да, а дебютные системы заряжают их новой мотивацией, показывают их несколько с новой стороны. Такая "живая" модель приводит к тому, что многие начинают играть в другие шахматы. Цель – понять, способен ли гроссмейстер не просто играть на классе, а показывать свои лучшие шахматы, или ему это не подходит.


О Петре Свидлере и Александре Морозевиче:

- Я читал, что вы не взяли на Олимпиаду Петра Свидлера именно по той причине, что не видели его в деле.

Юрий Дохоян: Это основная причина того, что Петя вне сборной.

- Помимо тренировочных матчей нельзя было оценить уровень его готовности?

Юрий Дохоян: Дело в том, что я знал его результаты в составе сборной, но не осознавал, каковы они будут в сборной именно под моим руководством. Если взглянуть на результаты Пети, то он, будучи уникальным шахматистом, в последнее время играл в команде не оптимальным образом. 

Петр не смог сыграть в тренировочном матче с Китаем в Санкт-Петербурге. Мне не удалось расставить точки над "i" и пришлось взять людей, которые хорошо выглядели в том противостоянии. Но специфика проблем Свидлера видна, просто с ней надо разбираться в командном тренировочном процессе.

- Кто должен был быть на месте Томашевского?

Юрий Дохоян: Александр Морозевич. Он пропустил Олимпиаду исключительно по болезни. Томашевский ведь не входил в команду.

Илья Левитов: Продолжая футбольные аналогии, Саша Морозевич – это Иньеста. Может обыграть любого соперника любым цветом. На таком человеке команда может выиграть несколько важнейших матчей.

Юрий Дохоян: А за неделю до отъезда в Турцию стало ясно, что на Морозевича рассчитывать нельзя.


О женских шахматах:

Илья Левитов: На этой Олимпиаде я понял, насколько им тяжело играть в шахматы. Подхожу к Сереге Рублевскому, спрашиваю: "Как позиции?" Отвечает: "Ну как, две безнадежные, две ничьи". Прихожу через пять минут с тем же вопросом и слышу: "Две ничьи, две победы". Ну это вообще… У женщин один ход может поставить все с ног на голову. Стабильности никакой, одни эмоции. 

Юрий Дохоян: Эмоции сильные, но эти "качели" девушки разбавляют волей, бьются они до конца. Такая веселая сборная.


О российских сборных:

Илья Левитов: Пожалуй, выбранную модель переформирования сборной России мы реализовали процентов на 95. Мы сохранили позиции женщин и вывели на новый уровень мужскую команду. Сереж, ты как считаешь?

Сергей Карякин: Конечно, в игре произошел заметный прогресс. Мы выиграли девять матчей на Олимпиаде, немного не хватило до победы, но в целом мы на правильном пути.

Илья Левитов: Здесь вот что главное: я воспринимаю как полнейшую глупость требование мгновенного результата, так популярное в футболе. Гораздо важнее базис, который не дает команде потерять уровень и после ухода тренера, как в случае с заменой Дохояна на Рублевского в женской команде. Если есть основа, результаты придут. И не случайные победы, а многолетнее доминирование, что и является нашей целью.



Командный чемпионат азиатских городов